Пока отечественный рынок новых легковых автомобилей продолжает держать курс на изоляцию, оставив российских автолюбителей без бюджетных моделей иностранных брендов в ценовом сегменте до 1 млн рублей, которые до недавних пор предлагали марки вроде Volkswagen, Skoda, Hyundai и Kia, производители продолжают выпускать недорогие «народные» машины по всему миру. Раньше наиболее выгодные предложения эти компании готовили для домашних рынков, хотя в последнее время все чаще самые дешевые модели западных брендов доступны в Китае или Индии.
У нас базовый седан Lada Granta в упрощенной комплектации Classic'22 по официальному прайс-листу оценен в 678 тысяч рублей — именно столько придется отдать за автомобиль с 90-сильным восьмиклапанным мотором 1.6, пятиступенчатой механической коробкой передач и 14-дюймовыми стальными колесами, но без подушек безопасности, АБС, комплекса ЭРА-ГЛОНАСС, аудиосистемы, кондиционера и подогрева сидений. Цены на самые дешевые китайские машины у нас уже и вовсе подбираются к двум миллионам рублей. Какие доступные автомобили западных, японских и корейских брендов проходят мимо нас?
Volkswagen
В состав немецкого концерна Volkswagen, помимо материнского бренда, входят марки Skoda, Seat, Audi, Porsche, Bentley, Lamborghini, а также китайское подразделение Jetta, образованное в 2019 году совместным предприятием FAW-Volkswagen для выпуска дешевых автомобилей. В Китае самая простая Jetta VA3 стоит 66 тысяч юаней (672 тысячи рублей по текущему курсу). Автомобиль, построенный на знакомой по российским моделям Polo и Rapid платформе PQ25, оснащен 112-сильным атмосферным мотором 1.5 и пятиступенчатой «механикой» в базовой версии.
Начальная комплектация небогатая — простенькая магнитола, отсутствие ESP, климат-контроля, парктроников, датчиков света и дождя… Однако подушками безопасности Jetta VA3, в отличие от нашей «Гранты» все-таки не обделена. К слову, недавно партия этих машин приехала в Россию, правда, в чуть более дорогом исполнении с шестиступенчатым «автоматом». Но если в Китае цены на такую модификацию стартуют с 77 тысяч юаней (около 783 тысяч рублей), то у нас за машины с двумя подушками безопасности, кондиционером и стальными колесами дилеры просят 1 млн 750 тысяч рублей.
На других рынках продукция концерна Volkswagen дороже — даже в родной Германии цены на бюджетную модель up! стартуют с 14,5 тысяч евро (без малого 1,1 млн рублей), столько же просят за базовый хэтчбек Skoda Fabia. В Индии цены на самые дешевые автомобили этих брендов (Volkswagen Virtus и Skoda Slavia) тоже практически одинаковые — около 1 млн 130 тысяч рупий, то есть примерно 950 тысяч рублей.
Renault
Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, в который также входят бренды Dacia и Infiniti, в сегодняшней подборке представляет компания Renault со своей знаменитой пятидверкой Kwid, которая на момент своего дебюта в 2015 году на индийском рынке стоила 257 тысяч рупий. После серии модернизаций Kwid подорожал, однако удержать статус одного из самых дешевых автомобилей в мире ему все-таки удалось.
Сейчас базовый Kwid в Индии стоит 470 тысяч рупий, то есть всего лишь 397 тысяч рублей по текущему курсу. Однако такой привлекательной ценой Renault Kwid, разумеется, обязан тотальной экономии на всем — первое время автомобиль продавали с минимальным набором оснащения без подушек безопасности, преднатяжителей ремней и АБС. Но скупой, как известно, платит дважды: последующая серия провальных краш-тестов подпортила статистику продаж и вынудила компанию раскошелиться на усиление кузова и расширение списка опций.
Но в начальной комплектации Kwid по-прежнему остается образцом аскетизма — базовый трехцилиндровый моторчик объемом всего 0,8 л выдает 54 л.с. и работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач, а из удобств водителю положены лишь кондиционер и бортовой компьютер на приборной панели. Однако в компании Renault усвоили урок, так что доплачивать за две фронтальных подушки безопасности и АБС индийским покупателям больше не приходится — они включены в список базового оснащения, причем вместе со светодиодными ходовыми огнями.
Hyundai
Корейский концерн, в который входят марки Hyundai, Kia и Genesis, самые дешевые автомобили предлагает не у себя на домашнем рынке, а в Индии. Там наиболее доступной моделью стал совсем недавно обновленный хэтчбек Hyundai Grand i10 Nios. После рестайлинга пятидверка почти не прибавила в цене: сейчас за нее просят от 568 тысяч рупий (около 480 тысяч рублей по текущему курсу валют), то есть Grand i10 Nios практически не подорожал.
Хотя оснований для серьезного повышения цен не было: базовым двигателем для крохотного «Гранда» по-прежнему остался атмосферный мотор 1.2 серии Kappa, который в бензиновой версии выдает 83 л.с. (в метановом варианте — еще более скромные 69 л.с.) и в начальном исполнении сочетается с пятиступенчатой механической коробкой передач. Слегка доработан экстерьер, а вот салон в стартовой комплектации практически не изменился. Зато вместо двух подушек безопасности хэтчбеку теперь положены четыре подушки даже в самой недорогой версии.
Словом, отрыв от ближайшего преследователя в лице чуть более крупного хэтчбека i20 (за него на индийском рынке просят от 707 тысяч рупий) по-прежнему остается уверенным. Хотя до недавних пор самым дешевым автомобилем в индийской линейке Hyundai была модель Santro, которая стоила всего лишь 487 тысяч рупий (414 тысяч рублей).
Toyota
В состав японского концерна Toyota входит не только бренд Lexus, но и компания Daihatsu, которая выпускает недорогие автомобили для азиатских рынков. Многие из них производят за пределами Японии — например, в Индонезии, где собирают крохотные бюджетные хэтчбеки Daihatsu Ayla. На местном рынке цены на них стартуют со 115 млн индонезийских рупий (около 525 тысяч рублей по текущему курсу), однако это все-таки не самый дешевый автомобиль в портфолио концерна Toyota.
В отличие от других автопроизводителей, которые завоевывают Китай и Индию, буквально заваливая их дешевыми машинами, Toyota в этих странах не столь активна — по крайней мере, не в бюджетном сегменте. В Индии модельный ряд Toyota открывает разработанный совместно с компанией Maruti Suzuki хэтчбек Glanza, который на местном рынке знают под именем Suzuki Baleno, а в Китае японцы делают ставку на более дорогие модели среднего класса и электромобили. Самые недорогие свои модели Toyota приберегла для домашнего JDM-рынка.
Под брендами Daihatsu и Toyota компания предлагает два автомобиля-близнеца: Daihatsu Mira e: S и Toyota Pixis Epoch. В базовых версиях эти кей-кары даже стоят одинаково — всего лишь 868 тысяч иен, то есть около 465 тысяч рублей. Обе машины предложены с одинаковыми трехцилиндровыми 0,66-литровыми атмосферными моторами мощностью 49 л.с., которые, между прочим, уже в начальных комплектациях сочетаются с вариаторами. А всего за 992 тысячи иен (примерно 530 тысяч рублей) эти модели у себя на родине доступны с полным приводом вместо переднего! Правда, в начальных исполнениях они могут похвастать разве что двумя фронтальными подушками безопасности, монохромным экранчиком на панели приборов и кондиционером.
Stellantis
Автомобильный гигант Stellantis был образован два года назад посредством слияния двух концернов: итало-американского FCA и французского PSA. В портфолио обеих компаний на момент объединения входили аж 14 брендов, причем новое руководство сразу объявило о том, что планов отказываться от «лишних» марок у нового альянса нет (как минимум, на первые десять лет). Хотя некоторым подразделениям журналисты уже много лет прочили скорую кончину — чаще всех в предполагаемой группе риска мелькали итальянская Lancia, американский Chrysler и французский бренд DS.
Несмотря на обилие брендов, по-настоящему дешевых автомобилей в арсенале альянса не так много: подавляющее большинство входящих в него марок попросту не предлагает машины бюджетного сегмента. Исключение составляют лишь Fiat, Peugeot и Citroen, а также Opel и его британский брат-близнец Vauxhall. Впрочем, после отставки семейства хэтчбеков Peugeot 108/Citroen C1 по-настоящему недорогих машин Stellantis в Европе почти не оставил, да и в странах за пределами Старого Света, где автомобили традиционно стоят дешевле, эти бренды понемногу отказываются от бюджетных моделей.
Машины, разработанные специально для развивающихся рынков, еще выпускает Fiat (для Южной Америки, где уровень цен на машины чуть ли не выше, чем в Европе), Peugeot (для Китая, где французы за последние годы растеряли покупателей) и Citroen (для Южной Америки, а также для Индии, где локальный дебют марки состоялся два года назад). Opel, еще несколько лет назад входивший в состав американского концерна General Motors, отдельную линейку для стран третьего мира не предлагает — его активность за пределами Европы сравнительно невысока.
Итак, в Европе самой дешевой моделью альянса Stellantis стал причудливый электромобиль Citroen Ami — без учета госсубсидий во Франции он стоит 7790 евро, хотя фактическая стартовая цена за счет скидки составляет 6890 евро (около 513 тысяч рублей по текущему курсу).
Впрочем, это все равно чуть больше, чем сумма, за которую в Индии можно купить хэтчбек Citroen C3 для местного рынка: 598 тысяч рупий, то есть примерно 506 тысяч рублей. В базовой версии автомобилю положены трехцилиндровый двигатель 1.2 (82 л.с.), пятиступенчатая «механика», фронтальные подушки безопасности, АБС, кондиционер, передние электростеклоподъемники и задние парковочные датчики. Хотя ни медиасистемы, ни даже простенькой магнитолы у базового C3 нет.