По европейской части России прокатилась волна сильных морозов, которая показала автомобилистам, какие ошибки нельзя допускать зимой. Эксплуатация машины в холодное время требует соблюдения ряда простых правил, которые помогут сохранить важные узлы и агрегаты в исправном состоянии, сберечь внешние кузовные панели от царапин и ржавчины, а также снизить вероятность поломок и других неприятностей, связанных с использованием машины в зимний период.
Разумеется, подавляющее большинство рисков зимой связаны с низкой температурой воздуха и обилием снега и льда на дорогах , которые снижают сцепление шин с асфальтом и увеличивают тормозной путь. Есть и куда менее серьезные, но все равно не самые приятные хлопоты вроде очистки автомобиля от снега после сильного снегопада, попытки вызволить машину из сугроба или разморозка скованных льдом замков дверей и багажника. Как их избежать или хотя бы минимизировать?
Не увлекайтесь мойками
Примерзшие двери, крышка багажника и капот — все это может стать последствиями мойки автомобиля в мороз. Остатки воды, которая попадает во все щели и уплотнители, при температуре ниже нуля замерзает и может стать причиной повреждения резинки, прилегающей к водительской двери или намертво примерзшей крышки багажного отсека вместе со всеми замочными механизмами, которые застывают на морозе.
Последствия неправильной мойки сравнимы с эффектом от ледяного дождя. Чтобы их избежать, не поленитесь хорошо просушить кузов автомобиля или поставьте его в отапливаемый гараж, если есть такая возможность — за несколько часов влага успеет высохнуть даже в труднодоступных полостях.
Если просушить автомобиль перед длительной стоянкой на морозе не удастся, то лучше отложить мойку машины до ближайшей оттепели. Либо запасайтесь специальными размораживателями.
Не поливайте машину кипятком
Если после очередной мойки или ледяного дождя двери все-таки примерзли, то не спешите растапливать уплотнения, замки и форсунки стеклоомывателей чем попало — часто в таких ситуациях спешащие по делам водители первым делом бегут за чайником, чтобы полить лед горячей водой.
Проблему с примерзшей дверью это, возможно, и поможет решить (но не факт), хотя в то же время есть риск повредить лакокрасочное покрытие кузова — резкие перепады температур способны привести к образованию микротрещин, которые могут стать причиной схода верхнего слоя краски.
При этом даже горячая вода замерзнет буквально через пару минут, так что открыть дверь изнутри после поездки по морозу будет все так же непросто. Словом, метод не самый эффективный, но при этом весьма рискованный — вреда от кипятка будет больше, чем пользы. Пользуйтесь проверенными средствами!
Не смахивайте снег дворниками
Пользуйтесь щеткой и скребком, чтобы убрать снег и лед с лобового стекла перед началом движения. Как правило, зона работы щеток стеклоочистителей оставляет заметные зазоры не только сверху, но и по бокам, у передних стоек крыши.
Задние дворники еще менее эффективны, поэтому полагаться на них в надежде на то, что все остальное само растает или облетит по дороге, ни в коем случае нельзя. А если снега очень много, то механизмы дворников могут попросту сломаться от высоких нагрузок в попытках смахнуть килограммы снега и льда.
Кроме того, некоторые водители оставляют целые сугробы и на крыше автомобиля — если снег плотный, то он может большими кусками улетать на высокой скорости в соседей по потоку, создавая аварийные ситуации.
Не крутите стартер до упора
Если двигатель автомобиля после долгой стоянки на морозе не получается завести с первого раза, то не нужно пытаться во что бы то ни стало крутить стартер и разряжать аккумулятор. Если после 2−3 секунд мотор не заработал, то стоит подождать секунд десять и затем попробовать снова. Это даст возможность немного «разогреть» масло в двигателе и трансмиссии и облегчит работу стартера.
Если поворот ключа в замке зажигания не дает вообще никакого эффекта, то аккумулятор, возможно, уже разрядился. Можно попробовать его извлечь и зарядить, однако если батарея уже старая и в последнее время она крутила стартер вяло, то есть вероятность, что ей придется искать замену.
Если времени на это нет, то можно попробовать «прикурить» автомобиль — впрочем, это допустимо только в том случае, если такой метод не запрещен инструкцией транспортного средства. Иначе можно нарваться на замену предохранителей или вообще всей электрики, обеспечивающей работу двигателя.
Не начинайте движение с непрогретым двигателем
Итак, мотор успешно завелся. Можно ехать? Да, но для начала нужно дать ему поработать на холостых оборотах, чтобы немного прогреться. Если автомобиль засыпало снегом после снегопада, то перед тем как начать очищать кузов можно завести двигатель — за те несколько минут, что вы потратите на работу щеткой и скребком, он успеет прогреть масло и другие технические жидкости.
В случае крайней необходимости можно начать движение почти сразу после запуска мотора, однако первые несколько минут раскручивать двигатель до высоких оборотов все равно нельзя — это приведет к его повышенному износу и заодно может навредить трансмиссии. А чтобы не тратить время на прогрев машины по утрам, установите предпусковой подогреватель или систему дистанционного запуска двигателя.
Откажитесь от коротких поездок на машине
Все просто — во время непродолжительных поездок двигатель не успевает толком выйти на рабочую температуру, а аккумулятор не успевает восполнить заряд после старта мотора на морозе. В конечном счете короткие поездки зимой убивают и батарею, и сам мотор. После пары таких вояжей появляется риск не завести двигатель на морозе, а в перспективе это может привести к более серьезным проблемам с машиной.
Не пользуйтесь стояночным тормозом без необходимости
Если вы припарковали машину на ровном участке, достаточно перевести селектор «автомата» в положение P, а на автомобиле с механической коробкой — заглушить двигатель и оставить авто на передаче. Стояночный тормоз в таких ситуациях не нужен, к тому же на морозе есть риск не снять машину с ручника после долгой стоянки.
Дело в том, что колодки находятся внутри барабана или тормозного диска, и попадающая туда вода замерзает после поездки, поэтому стояночный тормоз запросто может прихватить на морозе. А посему оставлять машину на склоне лучше вывернув колеса так, чтобы они упирались в какое-нибудь крепкое препятствие вроде бордюра — помните, как учили в автошколе?
Но если нет стопроцентной уверенности в том, что автомобиль без стояночного тормоза никуда не укатится, то лучше все-таки не экспериментировать. Ведь тогда последствия могут быть куда более серьезными, чем замерзший механизм стояночного тормоза.
Не оставляйте машину с теплым салоном
Да, после поездки зимой тоже надо провести еще немного времени рядом с автомобилем. Если вы не хотите на следующее утро обнаружить обмерзшие изнутри (да и снаружи тоже, если во время парковки идет снег) стекла, то салон после закрытия машины лучше проветрить.
Для этого достаточно на пару минут открыть двери, чтобы выпустить теплый влажный воздух из салона наружу — так интерьер вместе со стеклами быстрее остынет. Температура в салоне сравняется с уличной, а содержащиеся в выдыхаемом воздухе частички влаги выветрятся из машины.
Так они не будут оседать на внутренней поверхности стекол, образуя конденсат, который замерзнет и превратится в тонкую корку — изнутри скребком ее удалять будет сложнее, чем снаружи. А если на еще теплую машину падает снег, то первое время он будет таять, а затем вновь замерзнет — и тогда на следующее утро придется разбираться со слоем льда, который образуется под снегом на стеклах.