Что бы там ни говорили в СССР о том, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, личных машин на душу населения в Стране Советов было маловато. Стоили они недешево, да и купить эти авто обычный человек не мог так же запросто как в наше время, отправившись в ближайший дилерский центр.
Чтобы стать автовладельцем, даже имея на сберкнижке необходимые для этого денежные средства, советскому гражданину приходилось стоять в очередях по 10 лет. Поэтому к машине в СССР было особое отношение. Как к члену семьи или к домашнему питомцу. Нередко любимое авто удостаивалось звучного и запоминающегося прозвища. Мы решили вспомнить самые известные из них.
«Копейка» — ВАЗ-2101
Наверное нет в нашей стране более известного авто, чем ВАЗ-2101. Этот самый массовый отечественный автомобиль сначала прозвали в народе «единичкой», как первенца тольяттинского автогиганта. Однако уже спустя пару десятилетий после запуска в производство, когда модель перестала считаться престижной, за ней закрепилось прозвище «копейка».
![ВАЗ-2101 ВАЗ-2101](https://resizer.mail.ru/p/2005a5bc-3721-5f0e-bcb8-77fe0a2a9bea/AQABwH6_1pYHo6gK7IBeMkd0OvcN5f6nvt4zSrWV_rU173xlKcY6QgsofQDRoM1Z2a3HeUg5lkBk8uFpmFENo1ru9S8.jpg)
![ВАЗ-2101 ВАЗ-2101](https://resizer.mail.ru/p/98e83811-866f-5726-86c2-ec8408645c8e/AQABBxi8mXxuHAn2aWx5j0fnipfp6_TZf_mKjp3F5TDFx9T0SGXItxEKDRi4n4hwcdYOHPX6shWKWlRxX6HUn4ZG8jE.jpg)
![ВАЗ-2101 ВАЗ-2101](https://resizer.mail.ru/p/3d4f9487-5588-5676-a569-193ef51242da/AQABttLWMthcl-uZQlxg2267Lai1YYkapjPhs15H6MwFQ2oHZyw6dFldwDtPepZdBeAo3J-xi4eyxK6ZehvZb-hgGRE.jpg)
![ВАЗ-2101 ВАЗ-2101](https://resizer.mail.ru/p/b637d5d2-2952-588d-ac90-b8e46f93b4b2/AQABxyct7EaVd3xWudoDJLrtmY0JQZr3iK5CoNV0gxMY5EP-i1scgczL0K7pDmsnmcvEv1a2mjEA7mDjTFGeB4AEekw.jpg)
«Шаха» — ВАЗ-2106
Увидевший свет в 1976 году седан ВАЗ-2106 стал дальнейшим развитием массовой модели класса «люкс» ВАЗ-2103, которая в 2022 году отметила 50-летний юбилей. По последней цифре в индексе этих «Жигулей» их называли в народе «шестеркой» или «шахой». Последний вариант по одной из версий пришел из блатного жаргона: так у картежников называется шестерка треф.
«Хочу быть Мерседесом» — ВАЗ-2107
Одним из множества прозвищ «семерки» или ВАЗ-2107, считавшийся преемников люксовой «трешки», было «ХБМ» или «хочу быть мерседесом». Оно пошло от гипертрофированной радиаторной радиаторной решетки, щедро покрытой хромом. Почти как у моделей Mercedes-Benz.
![Прототип ВАЗ-2106 Прототип ВАЗ-2106](https://resizer.mail.ru/p/bb39f0bb-bc76-5573-b04e-3bdc841335bf/AQABjK154pkoIyOFFubHfbutkj84IuZZYODjzKZVXDvJdMpAKpZbcnk2Uza2DAOvH1e76q50VUe52Iwk55fp_9rgQhg.jpg)
«Полседьмого» — ВАЗ-2106
Такую же увеличенную радиаторную решетку вместе с другим капотом, бамперами и сиденьями от экспериментальной «семерки» в 1979 году тольяттинцы примерили на ВАЗ-2106. Такой седан, построенный в единственном экземпляре получил шуточное прозвище «Полседьмого».
«Зубило» — ВАЗ-2108
Эта модель, известная так же, как «восьмерка» или советский Porsche для бедных, из-за участия инженеров немецкого автопроизводителя в разработке первого тольяттинского переднеприводника, получила прозвище «зубило» за характерный клиновидный силуэт и рубленные формы.
![ВАЗ-2108 ВАЗ-2108](https://resizer.mail.ru/p/23743cde-e509-5931-9035-484b2420341c/AQABgOvVJJj26C1bsLXc9ngauP80-IDL4uv_AcQiqmmf11rs1clARtFB55ZD7FT5z_MMYYe6cCIaI60rG50-8sC0hfc.jpg)
![История ВАЗ-2108 История ВАЗ-2108](https://resizer.mail.ru/p/2711f283-00ec-523b-b505-ea3bc75af555/AQAB8WWio2ktBbgHyGX1PxQBxgymCB-4Ev6_f22Vp5obll9cvRbMu3LbGCvqbTmUgyh_T4vZ_GkUofHyb1awVlZ2DWM.jpg)
![История ВАЗ-2108 История ВАЗ-2108](https://resizer.mail.ru/p/6b45af88-4f01-5c9b-8d04-9611ea8e2f3d/AQAB6hQfuZWIchvfC_7u9sPEc8CHDIBUGS8SN6NBsHXXJABRGaGImfbeJ6C0KzEsWsXAOzNZbf5j_PkAZZN_l4JIIqo.jpg)
![История ВАЗ-2108 История ВАЗ-2108](https://resizer.mail.ru/p/baac1d6f-c535-5ea0-8fc7-0e47db104638/AQABTGXBj0YX_ZKCLSSR8ysIbCsK0vE3PuJRZxmF6Oh-bUxsAzIkl16gq4Dzb5NfOdJbYwbNdlKl3Z22dJf00jPL5uo.jpg)
«Каблук» — ИЖ-2715
Двухместную грузопассажирскую модификацию ИЖ-2715 с кузовом цельнометаллический фургон, выпускавшуюся ижевским автозаводом с 1972 года до конца девяностых, в народе называли «сапогом» и «каблуком». Нетрудно догадаться, почему.
Второе прозвище получило большее распространение и впоследствии, уже после снятия ижевского «каблука» с производства, стало названием целого класса легких коммерческих машин. Среди них Volkswagen Caddy, Renault Kangoo, Citroen Berlingo, Fiat Doblo, Peugeot Partner, Opel Combo Life.
«Баржа» — ГАЗ-24
![ГАЗ-24 «Волга» ГАЗ-24 «Волга»](https://resizer.mail.ru/p/d387e41a-ce72-5c12-a0ff-f65de6f4e1a9/AQABlGIilEYY_Zbd4mPhxUncaeEWnmY1oI2HdlL8VaKeT6jUYF4cKsmkUek4eQM9_7iZBdLES_W9wxpC06-cHQqec2I.jpg)
![ГАЗ-24 ГАЗ-24](https://resizer.mail.ru/p/3968a17d-e59b-50b4-878f-a2d1d5eb2ee4/AQABIg6KBzMPoXEj8a-27tiajIURURFWCYZfVEuNUG0ZxsNbDY3W9imBRkjl-QYO8ZlSUG_zaACgSVURv_ZOIyfyG10.jpg)
Двадцатьчетвертой «Волге», как одному из самых крупных серийных легковых автомобилей в СССР, обидные прозвища «баржа» и «шаланда» достались за внушительные габаритные размеры: более 4,7 м в длину, 1,8 м в ширину и почти 1,5 м в высоту. Принято считать, что изначально это народное название закрепилось за универсалом, а уже потом «прилипло» и к седанам.
«Ушастый» — ЗАЗ-986
При том, что все автомобили Запорожского автозавода поголовно назывались обидным сокращением «Запор» от полного названия «Запорожец», у отдельных моделей были и собственные клички за характерные внешние элементы. Например, двухдверный седан ЗАЗ-968 прозвали «ушастым» за похожие на уши воздухозаборники в задних крыльях машины.
«Горбатый» — ЗАЗ-965
![ЗАЗ-965 ЗАЗ-965](https://resizer.mail.ru/p/2771217e-5d27-5591-ba1f-4e4af9c33e85/AQABKQMvFxX4PcGlpYt4s4peS65AsMHR344RsY8kQN_FsPWvD17sw3zKsfK2vUTiAIg0UoGq4lsmbEW7rE2AEUfVGZU.jpg)
![ЗАЗ-965 ЗАЗ-965](https://resizer.mail.ru/p/2f006006-7317-5b8f-b3b8-481ceaacf1c9/AQABajHIgQLtD9V1z2h1ZyBRRAMlEytE3JwEQJS97HkHgMalR85yHl4QkYRXyqaT4OBNMVuQ4pztWfEjwZGvcwTAhdM.jpg)
![ЗАЗ-965 ЗАЗ-965](https://resizer.mail.ru/p/8880a892-2899-5a10-a0c7-64df0ba91856/AQABqBI6SkyDdQ3QrYBfgCtQ0wqezAX8zuIvxzLpLikN2yPP8uesHav_EGfpeP6kBQfKJ6dBFvM4R9FOm2tmdXLAxJk.jpg)
![ЗАЗ-965 ЗАЗ-965](https://resizer.mail.ru/p/ef12a5f6-aa33-54e2-a87a-99f2c46e0ed8/AQABc115pD17YtKlyys9m2bzVEr4WS9LZ2yj6EAWmdw2msLnGTxjY_Fq5NSG9itt9eqqhfSQOnoyJsHRv5dA3WaTiGU.jpg)
![ЗАЗ-965 ЗАЗ-965](https://resizer.mail.ru/p/2001961a-195b-5c4e-bbca-04459d66b637/AQABzp0QAj6Mj9oEGlmzG6ZDmn0vjY-ehVYkBwqz2w3VwzrSb3AOwe3NQuVlcUnQZbjY-tgcdZt-pvQL5i-C1y0tx38.jpg)
А самая первая легковая модель «Запорожского автомобильного завода», рожденная в российской столице инженерами «Москвича» с оглядкой на популярные итальянские, немецкие и французские малолитражки, получила прозвище «горбатый» за специфический силуэт.
Задуманный как промежуточное звено между мотоциклом и автомобилем маленький двухдверный заднемоторный седан (или все же хэчтбек?) изначально назывался «Москвич-444» и только потом, после переезда на украинский завод «Коммунар», до этого выпускавший тракторы, жатки и молотилки, получил индекс ЗАЗ-965.
«Козлик» — УАЗ-469
Олдскульные рамные внедорожники преимущественно военного назначения, начиная с УАЗ-69 и продолжая УАЗ-469, за присущий им жесткий ход и «козление» на плохих дорогах получили прозвища «козлики» и «козлы». Эту модель, использовавшуюся в СССР в том числе для нужд милиции, также называли «бобиком».
«Буханка» — УАЗ-452
![](https://resizer.mail.ru/p/05e07eab-97a7-5283-b6d3-01ed600f8fc3/AQABSqdpXcBFe_cl8JZKtdyyh6d2D0YFv-CZPmkN0-4eO0ahdspOmYLhTPityPGHb7L4e8sGJjriGwyr_S05dCcHhc8.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/cca80e4a-b63b-5086-a1b8-a20ebb13959b/AQABJtKY0Cqewg-iMuoNI5wlYLCQmXBcNAGxWijL1CIY43RDAbfMdPsY8vjdF5i3jRW_UQD818vjOnFeB-EOkczD7WU.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/15e1b9c5-8ccc-5f40-83a2-85683bdc174f/AQABVwIMxQBN3GdxQ5UDt1NbW9vnN29UorFKv1dgKAY0iJ65gCvTJkGI4RMP343MkN8TbXPCI6MTI_OcK4UF4SRdD64.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/14d26a31-3ba2-53e4-a316-f75f7831e5f8/AQABbs1Q8HzDYalPEAGysYVLkI7gmIEMKdNThhecieoL2EplIq11eCsDe3Q68p5RfHuzPZjS2s8Oi6g-Iy_E3nJq8h8.jpg)
Ранее выпускавшиеся под индексами УАЗ-450 и УАЗ-452 полноприводные фургоны и микроавтобусы в народе получили прозвище «буханка» за внешнее сходство с буханкой хлеба. Эти машины до сих пор производятся в Ульяновске, только теперь они входят в семейство УАЗ СГР.
В следующем году ульяновский микроавтобус (если вести отсчет с момента выхода УАЗ-450) отметит юбилей — 65 лет. За почтенный возраст модель-долгожителя на УАЗе называют «бабушкой». Кстати родственная грузовая модель УАЗ-3303, с такой же кабиной и тоже выпускаемая по сей день, удостоилась отдельного прозвища — «головастик».