Октябрьское постановление российского Правительства за номером 1769, внесшее изменения в Правила дорожного движения, было долгожданным. Прежде всего потому, что им урегулированы вопросы использования на дорогах страны средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, моноколес, сигвеев, гироскутеров и им подобных, которые де-факто уже давно плотно обосновались на улицах городов. Однако этот документ стал первым после исключения ПДД из так называемого «белого списка», в который попали акты, подлежащие полному переизданию в случае необходимости внесения в них изменений. Почти 2 года чиновники бились за возможность корректировать Правила без полной переработки, и когда это наконец свершилось, постарались реализовать и другие инициативы, необходимость которых за это время назрела.
В итоге получился довольно объемный документ, куда, помимо касающихся СИМ, вошли и другие немаловажные поправки. Однако они остались в тени правил для электросамокатов, а потому восполним пробел и расскажем о наиболее значимых из них поподробнее.
Права и свидетельство о регистрации можно будет предъявлять на смартфоне
Прежде всего, с 1 марта следующего года, когда поправки вступят в силу, открыт путь использованию электронных водительских документов. Сноска к пункту 2.1.1 теперь позволяет иметь документы в электронном виде или их распечатку. Однако для этого они должны быть легитимизированы в законодательстве.
Пока что их можно оформить в порядке эксперимента, организованного МВД России и Минцифры России. Тем не менее уже сегодня на законных основаниях на экране смартфона можно показать полис ОСАГО, а водителям коммерческого транспорта — электронные перевозочные документы. Заодно из перечня водительских документов исключено временное разрешение на право управления транспортными средствами. Уже давно этот документ перестал существовать фактически, а теперь и юридически.
Запрет на парковку на направляющих островках теперь прописан в ПДД
Велосипедисты получили однозначный приоритет перед пешеходами на велодорожке. В то же время для них самих, равно как и для пользователей СИМ, установлена обязанность уступать дорогу механическим транспортным средствам в местах пересечения с дорогой.
Обрела официальный статус дополнительная секция светофора с мигающим белым цветом человечком и стрелкой. Они информируют, что при повороте на зеленый сигнал на примыкающую дорогу водитель должен уступить пешеходам, которым в данный момент движение через проезжую часть также разрешено. Т-образный светофор из белых сигналов теперь распространяется не только на общественный транспорт, но и на тех, кто имеет право ехать по выделенке — такси, велосипедисты, а также автобусы из перечня, устанавливаемого властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В 12 разделе ПДД четко прописали запрет остановки на островках безопасности и так называемых направляющих островках, обустраиваемых в местах разделения или слияния транспортных потоков.
Если сзади трамвая, остановившегося посреди проезжей части на остановке, горит световое табло «Внимание, пассажир!», водителю предписано остановиться и ждать, когда погаснет табло и все пешеходы освободят проезд. Это реверанс в сторону правительства Москвы, где такие устройства в ходу уже несколько лет, причем не только на трамваях. Собственно, новое требование тоже касается не только рельсового, но и любого другого маршрутного общественного транспорта, остановки которого предусматривают посадку и высадку пассажиров непосредственно на проезжей части или посадочной площадке на ней.
Обозначения парковки стали более разнообразными. Придется быть вдвойне внимательным
Немало изменений произошло и в дорожных знаках и разметке. Из наиболее важных отметим изменение «режима работы» знаков 3.29 и 3.30, запрещающих парковку соответственно по нечетным и четным числам месяца. Пока что автовладельцы при их одновременном применении должны переставлять свои машины с одной стороны на другую в период с 19 до 21 часа, а с 1 марта следующего года — с 21 до 24 часов.
Появился новый знак 3.34, запрещающий движение автобусов. Он не распространяется на маршрутный транспорт и школьные автобусы. Зона действия знаков, запрещающих остановку (3.27) и стоянку (3.28), больше не будет ограничиваться протяженностью дублирующей их сплошной и прерывистой желтой линии разметки 1.4 и 1.10 соответственно.
На знаках, запрещающие движение транспорта ниже определенного экологического класса, можно будет указывать конкретный вид транспортного средства, на который они распространяются.
Легитимизированы комбинированные знаки парковки, на которых буква «Р» дополнена символами монеток или инвалида. Они могут заменять комбинации этого знака с дополнительными табличками «Платные услуги» и «Инвалиды», обозначающими соответственно, что это места платные или предназначены для стоянки машин, управляемых людьми с ограниченными возможностями или перевозящих их. Появятся на дорогах знаки коричневого цвета, указывающие на туристический объект. Узаконена табличка, указывающая на место, где можно зарядить электромобиль.
Значительно расширена палитра цветов дорожной разметки. Если пока что она может быть только белой, желтой или оранжевой, то с 1 марта еще и красной, синей, черной и зеленой. Синими линиями будут обозначать платные парковочные места, красной — места для машин дипломатов, а также, наряду с черной и зеленой, для дублирования на проезжей части дорожных знаков.
Наконец, внесены коррективы и в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, но они носят преимущественно косметический характер. Заметим лишь, что в полномочия дорожников включена обязанность убирать, демонтировать или демаркировать временные технические средства организации дорожного движения, установленные в местах проведения дорожных работ.