«Москвич-423»
Пионером серийных многофункциональных машин, о которых мечтал каждый уважающий себя советский дачник, был столичный завод. «Сарай» из седана «Москвич-402» получился сравнительно элегантным и оригинальным.
Но главное — практичным: со сложенным задним диваном получалась грузовая площадка длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. Не слишком вольготное место для ночевки, зато достаточное пространство для перевозки габаритной поклажи массой 250 килограмм.
По конструкции «Москвич-423» по большей части повторял четырехдверную модель, но имел свои нюансы, например, расширенные на 5 мм задние рессоры. Дверь багажника открывалась в левую сторону.
С 1957-го устанавливался 35-сильный двигатель, а годом позже появился модернизированный «Москвич-423Н» с мотором мощностью 45 л.с. Выпускался до 1963 года, построено свыше ста тысяч штук.
ГАЗ-13С
Горьковский завод подарил стране интересные универсалы, к сожалению, не всегда доступные частникам. Например ГАЗ-22 на базе «двадцать первой» «Волги» в первую очередь предназначался не для гражданских лиц, хотя один такой принадлежал прославленному артисту Юрию Никулину.
Еще один уникум — ГАЗ-13С, один из красивейших и редчайших. За него следует благодарить не газовцев, а прибалтийскую РАФ (Рижская автобусная фабрика). Она неспешно клепала спецтехнику, используя в качестве основы серийную «Чайку», и украшала дверь багажника своим шильдиком. По разным данным, с 1973 по 1982 год собрано 20−25 экземпляров.
В США на подобных машинах семьи ездят на пикники, но в Советском Союзе царили совсем другие реалии. Мелкосерийные «Чайки» задумывались «санитарками», обслуживающих высокие правительственные чины. С точки зрения начинки универсалы копировали седаны и оснащались теми же 5,5-литровыми V-образными «восьмерками».
ГАЗ-РАФ-3920
Двойное название наследника ГАЗ-13С объясняется происхождением: его переделывали из ГАЗ-14 «Чайка» в Риге. Первые два разрабатывались не для работы при Кремле, а по заказу… Фиделя Кастро.
Лидер Острова Свободы был ростом выше среднего и потому в автомобилях находились носилки длиной не 2,1 метра, а 2,3 метра. Заодно добавили кондиционер: жаркая Куба — это вам не Россия.
Позже на РАФе изготовили еще несколько автомобилей. На этот раз для IV управления Минздрава СССР, обслуживавшего госаппарат.
Напомним, что на ГАЗ-14 «Чайка» ставили мотор V8 объемом 5,5 литра мощностью 220 л.с. Производство продолжалось с 1976 по 1988 год (выпущено 1114 штук), первый линкор вишневого цвета презентовали Леониду Ильичу Брежневу.
ЗИЛ-41042
Завод имени Лихачева также занимался санитарными универсалами. В семидесятых на страже здоровья чиновников стоял ЗИЛ-114ЕА, модификация правительственного лимузина. Последним представителем племени стал ЗИЛ-41042 (он же ЗИЛ-115А), известный под мрачным прозвищем «Черный Доктор».
Он создан на платформе ЗИЛ-4104 и выглядел очень необычно. Среди особенностей высокая крыша в задней части салона и состоящая из двух половинок (поднимающегося вверх стекла и откидного борта) дверь багажника.
Двигатели восьмицилиндровые семилитровые, масса чуть менее четырех тонн. Судить о количестве «Докторов» сложно. По одним сведениям, построено два экземпляра и еще два — из ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Другие же источники утверждают как минимум о шести автомобилях.
ВАЗ-2801
Про ВАЗ-2102 все отлично знают, чего не скажешь про его заправляющуюся от розетки разновидность. Представьте себе, в середине семидесятых годов в Тольятти разработали «электричку» и в 1980—1981 выкатили опытную партию из 47 штук.
Первоначально фургон (ВАЗ-2102Э) передвигался при помощи мотора и аккумуляторов массой более 300 кг. После испытаний инженеры водрузили на снимающей нагрузку с кузова алюминиевой раме никель-гидридные АКБ. Такой вариант получил название ВАЗ-21029.
В мелкосерийное производство проект пошел как ВАЗ-2801. Двигателя мощностью 34 л.с. (25 кВт) хватало, чтобы развивать 60−87 км/ч (данные отличаются в зависимости от источника). Машины эксплуатировались в столице, Тольятти и прочих советских городах.
По итогам стало понятно, что технологии пока еще слишком «сырые» — запас хода маловат, аккумуляторные батареи тяжелые, а заряжать их особенно негде. Тем не менее, на ВАЗе не отказались от идеи и продолжили заниматься экспериментальными электрокарами.