Замена ламп в фарах — это одна из самых простых операций технического обслуживания, которую могут выполнять водители самостоятельно. В руководстве пользователя транспортного средства изложен подробный процесс установки новых ламп.
Но это правило относится в основном к моделям автомобилей бюджетного сегмента, которые часто обслуживаются в недорогих мастерских или личных гаражах.
Премиальные машины с современными системами головного света рассчитаны уже на работу квалифицированных мастеров. Поэтому, если владелец премиальной машины вдруг решит выполнить операцию по замене ламп, на которую на его «десятке» уходило несколько минут, то в случае с Audi или BMW можно натолкнуться на ряд сюрпризов.
Как работает галогенная фара?
Существует несколько видов фар. Самые распространенные это галогенные, в которых работают недорогие лампы с вольфрамовой нитью. Их главное отличие от обычных домашних в том, что стеклянная колба наполнена буферным галогенным газом, содержащим пары брома или йода, которые вступают в циклические химические реакции с молекулами вольфрама.
При температуре около 3000 градусов вольфрамовая спираль начинает испускать молекулы, которые вырываются из кристаллической решетки и соединяются с молекулами газа с образованием галоидов, то есть нестабильных соединений без примесей кислорода.
Во время циркуляции они возвращаются обратно к спирали, разогреваются до 2500−3000 градусов и вновь распадаются, причем молекулы вольфрама соединяются с нитью накаливания и восстанавливают ее структуру.
Тем самым достигается высокая продолжительность работы, хотя со временем неравномерность восстановления приводит к истончению некоторых участков нити, которые затем перегорают.
Галогенные лампы недороги, не требуют сложного дополнительного оборудования и замысловатой оптики и могут меняться водителем самостоятельно.
Как работают ксеноновые фары?
Ксеноновые лампы — это второй тип автомобильных фар. Они получили широкое распространение в 2000-е годы и сейчас часто встречаются на подержанных автомобилях, которые продаются на вторичном рынке. До этого ксеноновые лампы использовались в кинопроекторах и прожекторах и впервые были применены в автоиндустрии в 1991 году.
Ксеноновая лампа похожа на галогенную и имеет примерно такие же размеры, но принцип ее действия совсем иной. Внутри стеклянной колбы под большим давлением находятся инертные газы, состоящие из ксенона и солей металла.
Давление газа в колбе очень велико и на некоторых моделях достигает 25 атм. Вместо вольфрамовой дуги имеются два электрода, между которыми создается электродуга, вызывающая свечение газа. Это свечение и создает основное излучение.
Для того чтобы разжечь между электродами дугу, необходимо подать на электроды высоковольтное напряжение порядка 25000 В, из-за чего требуется дополнительное оборудование, а вернее так называемый блок розжига.
Как работает светодиодная фара?
Светодиодные фары это самый современный тип головного света. Они работают на эффекте испускания полупроводником фотонов света при прохождении через электронно-дырочный переход.
В автомобилях светодиоды используются в так называемых матричных фарах, в которых применена сложная система из излучателей, контроллеров и интеллектуальных модулей, которые освещают разные участки дороги. Их ремонт и замена источников света выполняется только квалифицированными мастерами.
Как поменять галогенную лампочку?
Галогенные меняются проще всего. Поменяйте лампы сами — сделать это можно без дополнительного инструмента. Водителю потребуется открыть капот и осмотреть тыльную сторону блоков головного света. Ближние или дальние прожекторы закрываются сзади резиновыми герметичными накладками или пластиковыми крышками.
На многих иномарках лампочки ближнего света держатся на защелках. К примеру, на Volkswagen Golf 7 потребуется просунуть пальцы внутрь фары и выкрутить колодку лампы. Обычно она поворачивается против часовой стрелки и вынимается вместе с лампой.
На Lada Vesta порядок немного иной:
- Сначала потребуется отсоединить колодку с проводами от лампы;
- Вывести усики пружинного фиксатора из пазов;
- Извлечь лампу.
Затем в кронштейн вставляется новая лампа ближнего света и колодка устанавливается обратно в фару.
При этом надо помнить, что лампу не рекомендуется брать руками за колбу, иначе пятна жира, оставленные на стекле быстро желтеют и препятствуют прохождению потока света. На дороге будут видны темные пятна.
Замена из-под колеса
На некоторых моделях автомобилей фары расположены таким образом, что добраться до тыльной стороны трудно. Она сзади прижата различными системами автомобиля.
К ней иногда примыкает воздуховод системы впуска, корпус воздушного фильтра или бачок омывателя. Поэтому некоторые умельцы для упрощения доступа снимают колесо и подкрылок и подбираются к задней части фары через арку колеса.
Таким же образом меняются лампочки на некоторых моделях BMW, у которых в арке даже имеется технологическая ниша, закрытая лючком на клипсе. Для замены лампы ближнего света автомобиль нужно вывешивать на подъемнике.
На Ford Mondeo доступ к фаре открывался после снятия решетки радиатора, а на Opel Astra, Peugeot 107 и Citroen C1 можно заменить лампочки только после демонтажа бампера.
Замена ксеноновых лампочек
Замена ксеноновых ламп более сложна, чем галогенных. В руководстве пользователя прямо говорится, что эту задачу необходимо поручать только квалифицированным мастерам.
Кроме того, процедура замены лампы непростая. Такая фара рассчитана на использование специального инструмента. Поэтому для открывания кожуха могут применяться нестандартные болты.
Сначала потребуется снять верхний кожух, причем доступ к нему на многих машинах осуществляется через лючок в арке колеса.
Когда мастер снимет колесо и удалит кожух, то потребуется отвернуть болты на блоке розжига и вытащить его наружу. На некоторых моделях автомобилей блок розжига имеет небольшие размеры и выкручивается против часовой стрелки.
Затем надо отсоединить клеммы высоковольтных проводов, разжать фиксаторы и вытащить колодку с лампой наружу.
Ксеноновая лампочка похожа на галогенную, однако в ней нет спирали накаливания.
Все операции придется выполнять в тесном пространстве моторного отсека. Поэтому лучше всего приехать в мастерскую и поручить это дело слесарям. Они снимут мешающие воздуховоды или подкрылок, чтобы удобнее было менять лампу.
Все ксеноновые лампы нужно менять парой. Дело в том, что при долгом использовании газ выгорает и его излучение меняет цвет. Поэтому старая и новая лампы будут разных оттенков. Кстати, сильное изменение цвета это признак скорого выхода из строя.
Нестандартные лампы
Автомобильный тюнинг развит у нас в стране. На рынке представлены нештатные лампы, которые предлагаются для установки в обычные дешевые галогенные прожекторы. К примеру, вместо 55-ваттных лампочек можно поставить поставить 60-ваттные или даже лампочки мощностью 90−100 Вт.
Правда для поддержания их работы придется усиливать электрику, которая рассчитана на 55 Вт. В противном случае при длительной работе могут оплавиться контакты и разъемы в проводке. В итоге провода начнут замыкаться, и фара перестанет работать. Придется искать место повреждения проводки.
Нестандартные светодиоды
Предлагаются сейчас и светодиодные лампы, сделанные в форм-факторе галогенок. Вместо нити накаливания там расположены несколько светодиодов. Правда, несмотря на свою энергоэффективность, такие лампочки небезопасны.
В обычной галогенной лампочке с цоколем Н4 можно увидеть нить накаливания длиной 4,1 мм. Она находится на расстоянии от опорной площадки цоколя на высоте 25 мм. Под этот размер разработана система рассеивания рефлектора и фокусировка.
Однако в имитирующей галогенку светодиодной лампочке источники света находятся не в фокусе рефлектора, из-за чего лучи отклоняются неправильно, и поток света становится смешанным. Часть потока уходит выше зоны подсветки, из-за чего бьет в глаза встречным водителям. Такие фары усложняют ночное вождение, так как могут спровоцировать ДТП.
Для чего же они нужны? Если посмотреть в руководстве пользователя, то разработаны они не для автомобилей, а для механических транспортных средств, таких, как тракторы, квадроциклы, багги и пр.