5 забытых советских тракторов и бульдозеров

Труженики села, мастера горного дела, короли карьеров — вот настоящая романтика советского автомобилестроения, а не «восьмерки-зубило», «Чайки» и правительственные ЗИЛы! В нашем ностальгическом обзоре мы вспоминаем пятерку интересных машин из разных эпох

«Фордзон-Путиловец», он же «Федор Петрович»

Сурового вида трактор, лишенный даже намека на крылья, — результат творчества не отечественных инженеров, а лицензионная копия американского Fordson Model F, первой массовой модели специально созданной торговой марки Генри Форда. Сборке на мощностях ленинградского завода «Красный Путиловец» с 1924 по 1932 год (в Штатах — с 1917 по 1928 год) предшествовали испытательные пробеги до Москвы и Нижнего Новгорода.

Фордзон
Источник: wikipedia.org / Messir

Снимаем шляпу перед стойкостью и выносливостью водителей, учитывая отсутствие минимального комфорта и неустойчивость при движении! Конструкция довольно интересная и, что называется, на виду: рама отсутствует, а задняя ось крепится к картеру силового агрегата. Четырехцилиндровый двигатель на керосине развивает смехотворные 20 л.с. «Федор Петрович» мог использоваться с незамысловатым навесным сельскохозяйственным оборудованием и работать с плугом. Выпущено порядка 42 тысяч штук.

С-60 «Сталинец»

Детище Челябинского тракторного завода родом из тридцатых с выставленными напоказ «внутренностями» по понятным причинам не имеет каких-либо дизайнерских изысков. Просто механизм, и этим он прекрасен!

Сталинец
Источник: wikipedia.org / Валерий Дед

Как и в случае с «Фордзоном-Путиловцем» корни родословной «Сталинца» следует искать за океаном. Фактически перед нами русифицированный и адаптированный Caterpillar 60, который выполнял самые разные задачи: трудился в сельском хозяйстве, помогал в строительстве и в случае необходимости превращался в артиллерийский тягач.

«Четверка» мощностью 60 л.с. потребляла не бензин, а более тяжелую горючую смесь под названием лигроин. Произведено 69 тысяч единиц. В 1937 году на смену первому «Сталинцу» пришел С-65 (индекс как и прежде указывал на мощность в лошадиных силах), который продержался около пяти лет.

ДТ-75

Гусеничный трактор Волгоградского завода (до 1961 года предприятие называлось «Сталинградский тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского») — красавец, труженик, долгожитель и к тому же недорогой, ремонтопригодный и по-настоящему массовый.

ДТ-75
ДТ-75
ДТ-75

По состоянию на 2009 год, как раз перед запуском модернизированного варианта, изготовлено свыше 2,741 млн экземпляров. В 2013-м машина отметила полувековой юбилей. История этой технической реликвии и легенды не закончилась — она по-прежнему в строю и, кроме того, стала основой для «Агромаш 90ТГ» с эргономичной кабиной, тонированными окнами, кондиционером и 95-сильным двигателем.

«Кировец»

Монстр и титан среди тракторов отдаленно напоминает боевую технику, что весьма символично — он разработан инженером танков Жозефом Котиным и, к тому же, как гласит молва, мог выступать в роли артиллерийского тягача.

Кировец
Кировец
Кировец
Кировец
Кировец

«Кировец» раскрыл весь свой потенциал в сфере, для которой изначально и предназначался. В частности, с его участием производительность сельскохозяйственных работ выросла примерно втрое в сравнении с другими тракторами.

Размеры невероятные! Длина, ширина и высота — 7,2 метра, 2,5 метра и 3,2 метра соответственно. Серийная сборка первой модификации К-700 началась в 1964 году. Одиннадцать лет спустя Кировскую фабрику, некогда собиравшую «Фордзон-Путиловец», покинул стотысячный К-700. Тогда же стартовали К-700А и К-701 с дизельными моторами ЯМЗ — восьмицилиндровым 14,9-литровым мощностью 235 л.с. и 300-сильным 22,3-литровым V12. В 2001 году семейство уступило место новому К-744Р.

Т-800

Сверхтяжелый бульдозер Челябинского завода с названием как у Терминатора и 820-сильным дизелем с газотурбинным наддувом отличается номинальной силой тяги в 75 тонн и максимальной в 140 тонн. Сказать, что он увесистый — ничего не сказать. Полная масса грандиозного агрегата составляет 103 тонны, из них тридцать приходится на оборудование. Гусеницы весят как три-четыре немаленьких автомобиля — шесть тонн для скального грунта и восемь для суглинка.

Бульдозер Т 800
Источник: СнабСтройТех

Т-800 начали выпускать в 1983 году под заказ для выполнения масштабных земляных и вскрышных работ в горнорудной промышленности. Машина отлично проявила себя в период строительства Южно-Уральской АЭС, при прокладке нефтепроводов и газопроводов, на горно-обогатительных комбинатах и в других нелегких условиях. Построено всего десять штук.

Контент недоступен