Классы автомобилей: какие бывают и чем различаются

Единой общепринятой системы классификации для всех автомобилей мира не существует. Но классы автомобилей откуда-то появились.
Авторы и эксперты
Ирина Бокова
Автор Авто Mail
Анастасия Байбароша
Руководитель направления
Что такое классы
Список классов
Классы в России
Какие еще бывают
Мнение эксперта
Главное
Еще
Что такое классы
Список классов
Классы в России
Какие еще бывают
Мнение эксперта
Главное
Еще

Единой общепринятой системы классификации для всех автомобилей мира не существует. Но классы автомобилей откуда-то появились.

В статье разберемся, что такое классы автомобилей, по какому принципу они разделяют транспортные средства, познакомимся с самой популярной системой классификации. Поможет разобраться в этом вопросе Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг».

Что такое классы автомобилей

Класс легкового автомобиля — это его принадлежность к определенному сегменту рынка. Тип кузова или экологичность здесь не принципиальны, почти в каждом сегменте есть представители со схожими параметрами, однако деление на классы помогает понять основную информацию об авто, не углубляясь в изучение технических характеристик.

Автомобили различных классов припаркованы на городской улице
Источник: Freepik

Мировой автомобильный рынок очень многообразен, поэтому невозможно придумать единую классификацию, учитывающую все особенности машин. В настоящее время их несколько, и в обобщенном виде они делятся на американскую и европейскую системы.

У азиатских рынков свои особенности, которые часто не вписываются ни в одну классификацию. Например, популярные японские городские автомобильчики — кей-кары с их микроразмерами и двигателями до 0,66 л — не попали ни в один из существующих классов, поэтому обрели свой собственный. То же касается и пикапов, которые часто выносят в отдельную категорию.

Европейская система используется в большинстве стран, в том числе в России и Китае. Она основывается на габаритных показателях и объеме двигателей разных авто. Данная классификация хорошо применима к массовому рынку, но в люксовом сегменте работает хуже. К тому же она учитывает особенности легковых автомобилей, а внедорожники и кроссоверы не различает совсем.

Список классов автомобилей по европейской системе

Разбираемся, как различает автомобили самая популярная система в мире — европейская.

A-класс: мини-автомобили

Smart Fortwo Cabrio — автомобиль класса А
Источник: Smart

Это маленькие маневренные городские автомобили с механическими, роботизированными либо автоматическими коробками передач. Чаще это трехдверные или пятидверные хетчбэки, иногда попадаются кабриолеты. Длина таких мини-каров не более 3,6 м, а ширина — до 1,6 м.

Они не предназначены для длинных маршрутов и прогулок по бездорожью, обладают лишь намеком на багажник и малолитражными двигателями — как правило, до 1,2 л и мощностью от 67 до 85 л. с. Динамика у этих «малышей» слабая, а на заднем ряду более-менее удобно разместиться могут только дети. Однако есть в этом классе и «зажигалки», например Mercedes-Benz A-класса с мощностью до 224 л. с.

Зато они очень экономичны, маневренны, их легко использовать в плотном городском трафике, а припарковать такую «малышку» можно даже в узком пространстве.

К этому классу относятся, например, Kia Picanto, Daewoo Matiz, Chevrolet Spark, Peugeot 107.

B-класс: городские автомобили

Opel Corsa — автомобиль класса В
Источник: Opel

В этом классе тоже преимущественно «городские жители», но уже с намеком на определенный комфорт. В салоне места больше, на заднем ряду могут разместиться не только дети, а в багажник войдет солидное количество сумок из супермаркета или пара больших чемоданов.

Кузов в исполнении хетчбэк, лифтбэк, универсал или седан. Длина первых, как правило, 3,8—4,2 м. Седаны и универсалы «вырастают» до 4,2—4,5 м. Ширина — до 1,7 м.

Двигатели обычно в пределах 1,2—1,6 л с мощностью в районе 100 л. с. Но бывают и «заряженные» экземпляры, вроде Mercedes-Benz B-класса, который выдает до 211 л. с.

Типичные представители здесь Skoda Rapid, Lada Granta, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo.

С-класс: автомобили среднего размера

Volkswagen Golf — автомобиль класса С
Источник: Volkswagen

Он же гольф-класс. Это универсальные, компактные, но в то же время вместительные автомобили. Долгое самым ярким представителем здесь был Volkswagen Golf.

В салоне спокойно могут разместиться до пяти взрослых человек, правда сзади втроем будет тесно. Длина таких авто — от 4,2 до 4,6 м, а средняя ширина — около 1,8 м. В данном сегменте распространены двигатели объемом 1,6—2 л и мощностью 150 л. с.

Машины обладают кузовами типа хетчбэк, седан, универсал. Реже бывают купе и кабриолеты. Они отлично подходят для эксплуатации в городе, уверенно держатся на трассе, имеют хорошую динамику, но при этом остаются экономичными.

Здесь можно увидеть Volkswagen Golf, Ford Focus, Audi A3, Toyota Corolla, Skoda Octavia, OMODA S5, Changan ALSVIN.

D-класс: полноразмерные автомобили

Toyota Camry — автомобиль класса D
Источник: Toyota

Именно с этого сегмента начинаются настоящие большие седаны. Размеры моделей приближаются к 5 м: в среднем 4,6—4,9 м, а ширина — до 1,9 м. Они одинаково подходят как для семьи, так и для бизнеса. Здесь водителю и пассажирам предлагается гораздо больше комфорта и свободного пространства.

Большая часть автомобилей сегмента D имеют кузов типа седан или универсал, также встречаются и хетчбэки. В их арсенале двигатели объемом 2—2,5 л и мощностью от 150 до 300 л. с.

Типичные представители — Toyota Camry, Skoda Superb, Volkswagen Passat, Audi A4, Ford Mondeo, Hyundai Sonata, Arrizo 8, Changan UNI-V.

E-класс: представительские автомобили бизнес-класса

Mercedes — автомобиль класса E
Класс ЕИсточник: Mercedes-Benz

Автомобили этого сегмента отличаются внушительными размерами — более 4,9 м, сложным техническим оснащением. Здесь можно встретить различные премиальные «навороты» в виде множества электронных ассистентов и богатой стильной отделки салона.

В этом классе солидные седаны и универсалы с современными экстерьерами, просторными салонами, багажниками от 450 л. Дизельные, бензиновые и гибридные двигатели от 150 до 530 л. с. обеспечивают шикарную динамику.

Популярные представители — Audi A6, Mercedes-Benz E-class, BMW 5-series, Hyundai Genesis G80, Volvo S90, Hongqi HS5.

F-класс: премиум-автомобили класса люкс

Lexus LS — автомобиль класса F
Источник: Lexus

Это представительские автомобили, дающие максимум комфорта и статуса пассажиру, сидящему на заднем кресле. Трехместный диван чаще всего превращается в два полноценных VIP-места с электрорегулировкой положения спинки и подставкой для ног. В таких машинах владельцы, как правило, не ездят за рулем, эти функции выполняет наемный водитель.

В этом сегменте присутствуют крупногабаритные седаны от 5 м с роскошной отделкой, элегантным экстерьером и богатым техническим оснащением. Двигатели от 250 л. с. обеспечивают солидную динамику, а «заряженные» версии, например BMW 760i с мотором в 544 л. с., разгоняются до сотни за 4,2 секунды. Только гонять на таких автомобилях хочется нечасто. Скорее они предназначены для плавной, спокойной езды, подчеркивающей статус владельца.

Среди шикарных представителей этого класса BMW 7-й серии, Audi A8, Bentley Flying Spur, Rolls-Royce Phantom, Lexus LS.

S-класс: спортивные автомобили

Porsche 911 Turbo — автомобиль класса S
Источник: Porsche

В этот сегмент попали все купе и кабриолеты, представленные на рынке, с претензией на спорт. Буквально они не сражаются на гоночных трассах и предназначены скорее для любителей быстрой езды и высокого статуса. Часто такие экземпляры можно встретить в частных коллекциях.

Подобные автомобили обладают ярким и дерзким экстерьером, двигателями от 300 л. с. и способностью дарить неповторимые эмоции от вождения. Размер здесь не имеет значения. Такие авто не предназначены для семейных поездок и обладают низкой посадкой.

Например, Mercedes-AMG GT, BMW M4, Audi TT, Audi R8, Lamborghini Huracan, Porsche 911.

М-класс: минивэны

Multivan T7 — автомобиль класса M
Источник: Volkswagen

Минивэны, универсалы повышенной вместимости, — классические авто для семьи с детьми, большой компании или тех, кому нужно возить грузы. Салоны этих машин как конструктор, трансформирующийся под любые нужды. Высокий потолок, удобная посадка и множество отсеков для хранения добавляют комфорта в путешествиях. Такие авто могут даже служить домом на колесах.

Габариты представителей этого сегмента следующие: длина в среднем от 4,0 до 4,72 м, ширина — 1,7—1,85 м, высота — 1,5—1,7 м.

Мощность мотора в этой категории редко превышает 300 л. с.

Класс минивэнов дополнительно подразделяется на подклассы: компактвэн, микровэн и мультивэн — минивэн, предназначенный для перевозки не только пассажиров, но и различных грузов.

Сегмент представляют Toyota Verso, Citroën C4 Picasso, Subaru Traviq, Ford Galaxy, Peugeot 5008, Hyundai H-1, Mitsubishi Grandis, Kia Carens, Kia Carnival и др.

J-класс: кроссоверы и внедорожники

Suzuki Jimny — автомобиль класса J
Источник: Suzuki

Этот класс собирает все модели с повышенной проходимостью. Размер не имеет значения, здесь соседствуют «крошка» Suzuki Jimny и огромная Toyota Land Cruiser.

Кроссоверы в зависимости от размера подразделяются:

  • на мини — Peugeot 2008, Ford EcoSport, Renault Captur, Kia Soul;
  • компактные — Peugeot 4008, Volvo XC60, Mercedes-Benz GLK-класс, Subaru Forester;
  • среднеразмерные — Volvo XC90, Luxgen7 SUV, Nissan X-Trail, Hyundai Santa Fe;
  • полноразмерные — Acura MDX, Mercedes-Benz GL-Class, Ford Flex, Ford Explorer.

Внедорожники — автомобили с рамной конструкцией, обладающие повышенной проходимостью. Они бывают:

  • средними — в них одинаково удобно ездить по легкому бездорожью и по городу;
  • тяжелыми — созданы для покорения серьезных труднопроходимых местностей и даже болот.

В класс входят автомобили разного размера — от Toyota Land Cruiser и Volkswagen Touareg до компактного Suzuki Jimny.

Пикапы

Great Wall Poer — пикап
Источник: Great Wall

Эти авто стоят особняком и буквенного обозначения класса не имеют. Они находятся на границе между внедорожниками и грузовыми авто.

Пассажирский салон здесь конструктивно отделен от багажного отделения. При этом сам багажник может быть как открытым, так и закрытым. Применяются такие авто для перевозки малогабаритных грузов.

Примеры: Fiat Strada, Nissan Navara, Ford Ranger, Dodge Ram, Mitsubishi L200, Nissan Titan, Volkswagen Amarok.

Классы легковых автомобилей в России

В России принята европейская система классификации автомобилей, но есть и обобщенное название классов.

Анастасия Байбароша рассказала:

«Европейская классификация действует в нашей стране с 1999 года и по настоящее время. При этом есть отечественные представители практически каждого класса».

Особо малый класс

Daewoo Matiz относится к особо малому классу
Источник: Daewoo

К нему относятся малогабаритные автомобили — микролитражки, предназначенные для эксплуатации в городских условиях. Они же — автомобили класса А в европейской системе.

«В России А-класс представляет отечественная “Ока”, выпускаемая с конвейеров АвтоВАЗа, КАМАЗа и завода в Серпухове (СеАЗ) с 1987 по 2008 год включительно. Всего было произведено около 700 000 единиц автомобилей, и по состоянию на 2024 год более 300 000 автомобилей “Ока” успешно эксплуатируются россиянами», — сказала Анастасия Байбароша.

Малый класс

Lada Iskra относится к малому классу
Источник: Lada

Компактные городские автомобили недорогого сегмента, которые могут использоваться в качестве семейного авто в отличие от малолитражек. В европейской системе соответствуют классу В.

Анастасия Байбароша:

«Наиболее известные представители данного класса — Lada-2107, 2106, 2114, 2109 и Lada Granta Sedan. Кроме того, 28 января 2025 года АвтоВАЗ представил еще одну модель класса В — Lada Iskra — во всех типах кузова».

Средний класс

Renault Megane относится к среднему классу
Источник: Renault

Достаточно комфортные автомобили с вместительным салоном и приличным багажником. В салоне могут разместиться пять человек, правда сзади втроем будет тесно. Такие авто могут использоваться в качестве семейных, они компактны и экономичны. Европейская система относит их к классу С, или гольф-классу.

Анастасия Байбароша:

«В данном классе в России нет автомобилей собственного производства, однако попытки наладить их серийный выпуск были. Так, с 2004 по 2009 год в нашей стране реализовывался проект LADA C — концепт-кар спортивного хетчбэка длиной 4208 мм, шириной 1835 мм, высотой 1548 мм, с объемом двигателя 2,0 л и максимальной скоростью 210 км/ч. Но увидеть его удалось только на 77-м Международном Женевском автосалоне. В рамках проекта LADA C был представлен еще один автомобиль — Lada C-Cross с оригинальным кузовом длиной 4400 мм. Но и эта модель не попала в массовое производство».

Большой класс

 Hyundai Sonata относится к большому классу
Источник: Hyundai

Крупные автомобили с просторным салоном и высокой степенью комфорта. Такие машины могут использоваться в качестве семейных или бизнес-каров. Этот сегмент соответствует классу D в европейской системе.

Анастасия Байбароша:

«Представители отечественного автопрома здесь тоже отсутствуют, но собираются появиться в ближайшее время. Так, АвтоВАЗ в октябре 2024 года сообщил о намерениях производить автомобили D-класса на базе новой платформы, предназначенной для моделей Lada Aura».

Особо большой класс

Aurus Senat относится к особо большому классу
Источник: ФГУП "НАМИ"

В России этот термин используется для обозначения автомобилей сегмента F — статусных представительских седанов по европейской классификации. Представляют собой крупные, роскошные машины с мощными двигателями, премиальными материалами отделки и солидным техническим оснащением.

Анастасия Байбароша:

«В данном классе отечественному производителю есть чем конкурировать с зарубежными автоконцернами. Aurus — семейство автомобилей представительского и высшего класса российского производства, предназначенных для транспортировки первых лиц государства. Производителем премиального отечественного автомобиля стал концерн Sollers, который на сегодняшний день выпускает также автомобили М-класса, например автобус Sollers Atlant, на базе которого скоро появится 7-местный минивэн российской сборки Sollers SP7».

Какие еще бывают классификации автомобилей

Мы познакомились с европейской классификацией автомобилей. Но, кроме нее, существуют и другие принципы разделения автомобилей.

Американская система основана на определении габаритов и размеров полезного пространства салона в кубических футах. В Канаде тоже используется подобная система, но объем салона измеряется в литрах.

Китайская классификация делит автомобили:

  • на small cars с длина кузова до 4 м;
  • category A — двухобъемный кузов (где пространство салона объединено с багажником) длиной 4—4,5 м или трехобъемный (где салон, багажник и моторный отсек четко разделены) с двигателем до 1,6 л;
  • category В — с длиной более 4,5 м и двигателями объемом свыше 1,6 л;
  • multi-purpose vehicles — салоны имеют более двух рядов кресел;
  • sport utility vehicles — сюда попали кроссоверы и внедорожники.

Японская классификация предполагает деление:

  • на мини — маленькие городские автомобили с объемом двигателя до 0,6 л, длиной до 3300 см и шириной до 1400 см;
  • малые — здесь располагаются автомобили средних и больших размеров, подходящие под европейские классы от А до D с длиной до 4700 см, шириной до 1700 см и двигателями до 2,0 л;
  • стандартные — в этот сегмент попадают все остальные автомобили.

Мнение эксперта

Анастасия Байбароша поделилась своим мнением о классах автомобилей:

«Несмотря на наличие в России представителей всех классов импортных и отечественных автомобилей, только четверть россиян при выборе авто ориентируется на данный параметр. Почти для 50% автомобилистов принципиальным критерием подбора автомобиля является его стоимость, для 40% — марка и страна-производитель, почти для 30% — мощность двигателя. Поэтому, на мой взгляд, класс автомобиля не так важен, как его технические характеристики, уровень безопасности и комфорта, а также соответствие целям, ради которых он приобретается».

Главное о классах автомобилей

Подведем итоги. Вот основные моменты, которые помогут разобраться в классификации современных авто:

  • класс легкового автомобиля — это его принадлежность к определенному сегменту рынка;
  • в России действует европейская система классификации, которая основывается на габаритных показателях и объеме двигателей разных авто;
  • кроме европейской, есть американская, китайская, японская классификации;
  • в России производятся или планируются к производству представители почти всех классов автомобилей.