Автоподставы изменились. Теперь преступники стараются имитировать аварии с целью получения компенсаций от страховых компаний. В Нижнем Новгороде в октябре 2022 года сотрудники МВД задержали группу подозреваемых в организации фиктивных ДТП, которые разработали схему незаконного получения страховых выплат. В скором времени такие случаи будут только увеличиваться, потому как готовится к введению электронная система подачи заявок для автомобилистов. Как же действуют преступники и на что они рассчитывают?
Подлезть под грузовик
Как сообщает МВД, сотрудниками Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Нижегородской области задержаны 15 участников группы, подозреваемых в мошенничестве в сфере страхования. Они приобретали автомобили иностранного производства, затем выбирали участки дорог, где отсутствовали камеры видеонаблюдения, и инсценировали аварии со случайными автомобилистами. Выбирались, как правило, грузовые автомобили отечественного производства, но нередко в качестве жертв выступали и владельцы легковых машин. Преступники совершали небольшое столкновение, после чего предлагали водителям оформить европротокол без привлечения сотрудников ГИБДД. После этого они обращались за компенсацией в страховые компании.
Затем автомобили ремонтировались на скорую руку в неофициальном сервисе, а полученные от страховщиков деньги распределялись между участниками группы.
По версии следствия, фигуранты дела инсценировали не менее 35 подобных дорожных происшествий со средней выплатой в 250−300 тысяч рублей. В результате страховщики перечислили им около 10 миллионов рублей. Сотрудники СУ ГУ МВД России по Нижегородской области возбудили уголовное дело по признакам преступления, попадающего под действие части 2 статьи 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования).
Имитация «тотала»
Это далеко не единственный эпизод противоправных действий в отношении страховщиков. В мае 2022 года подобные аварии происходили в Рязани. В автоподставах участвовали дорогие иномарки, которые страховались по КАСКО и в результате инсценированного ДТП получали очень значительный ущерб. Мошенники оформляли аварии при участии сотрудников ГИБДД. В результате экспертизы автомобиль признавался утратившим конструктивную целостность, и владельцу компенсировался полный ущерб. Затем машина быстро восстанавливалась в собственном автосервисе и эксплуатировалась далее на улицах Рязани. По аналогичной схеме в Рязанской области происходили и другие «аварии». Следователи утверждают, что, действуя по той же схеме, мошенники инсценировали не менее семи автоподстав.
Аварии на круге
Известны и другие схемы. Для преступных замыслов покупаются дорогие японские автомобили с правым расположением руля. Это могут быть внедорожники нераспространенных в России моделей Nissan и Daihatsu или премиальные седаны возрастом до пяти лет с дорогим оборудованием.
Как сообщили специалисты «Ренессанс страхования», мошенники выбирают улицу с перекрестком, где есть круговое движение. На круговом перекрестке подставщики встают в «слепую» зону машины «жертвы», и как только автомобиль съезжает со своей полосы, чтобы покинуть круг, они жестко бьются сзади с максимально возможным ущербом для дорогой оптики праворульной «японки». К примеру, разбиваются дорогие матричные фары или мнется бампер со светодиодными вставками.
Бывает, что подставщики двигаются перед «жертвой», и в момент, когда водитель сзади смотрит в зеркала или по сторонам, они резко нажимают на педаль тормоза и провоцируют столкновение.
После оформления аварии злоумышленникам выплачивается возмещение по страховому полису ОСАГО, а при превышении ущерба в 400 тысяч рублей «виновникам» аварии приходится компенсировать часть недостающей суммы за свой счет. На вырученные деньги преступники восстанавливают свои разбитые машины, используя старые запчасти, а оставшиеся средства делят между собой. Затем мошенническая схема повторяется.
Владимир Гаврилов