Когда в сильные снегопады коммунальные службы работают на пределе возможностей и не успевают расчищать дороги, из-за образования гололедицы, происходит множество массовых ДТП.
Но сваливать вину только лишь на обработку улиц нельзя — водители могут быть попросту не готовы к таким условиям. Например, кто-то до сих пор не поменял летние шины на зимние. Однако причины еще и в том, что многие не перестроились с летнего стиля вождения. Как это сделать?
Снижаем скорость и увеличиваем дистанцию
На более скользком покрытии резко увеличивается тормозной путь, который растет пропорционально квадрату скорости. К тому же, на зимних шинах машина будет хуже останавливаться даже на асфальте, а реакции на действия рулем ухудшаются. Автомобиль становится менее «послушным».
![Снег в Москве 2022 Снег в Москве 2022](https://resizer.mail.ru/p/1c3490a2-2d50-5b78-85c9-967c1f64910f/AQAB8LmJS7L0cHl9pI8J6-oXYWofIZ5rPposTIbRjK1OCIl20cZnDFeET8KHfKzGU-3m4cbo0MiEo4Nbm37ry24nheE.jpg)
![Снег в Москве 2022 Снег в Москве 2022](https://resizer.mail.ru/p/ed13b211-381f-5723-bb66-0746b1b958ba/AQABfifW3IBtZ5W4HVUD6wJR7SU2X7mlbGVKeGKDIUOHHG-8eALpoohC0fYv28jkuRIWbNWP71K3vSRhhFGpPRs6gfk.jpg)
![Снег в Москве 2022 Снег в Москве 2022](https://resizer.mail.ru/p/fcb3b27a-c195-536b-8963-64580ca40870/AQABENkhe3bcjxqV7PhoE4x338cdQCIfBdsi9CzS7iUZgdduX0STMpSeNsl39RWFX99V16kPwbbSnGes7T4Pkw6gY4k.jpg)
![Снег в Москве 2022 Снег в Москве 2022](https://resizer.mail.ru/p/ac86a353-e045-54f7-98c4-08dff943e960/AQABsWL9hrEvH2BOwz-UND2eZ7l5Gm6msp-uxVFugkxaV-XxFabis-x1yRuc1Y3y8krEd6Y6K5BJjFFypRGO-YRf2MI.jpg)
Поэтому первым делом при ухудшении условий нужно увеличить дистанцию и снизить скорость. Все современные автомобили имеют индикатор наружной температуры — если она опускается ниже 3−4 градусов, то водителю будет дано предупреждение о возможном образовании гололеда.
При малейших сомнениях в состоянии покрытия лучше думать, что оно более скользкое, чем кажется. Можно нажать на тормоз (но не резко и не до упора!). Если под колесами лед, то они либо заблокируются, либо сработает ABS — это можно понять по характерной вибрации педали.
Все делаем плавно
Плавность при управлении автомобилем — это вообще хорошо, а в межсезонье поможет избежать нештатных ситуаций. Летом сцепление шин с асфальтом максимальное, поэтому машина прощает многие огрехи — резкие маневры, повороты руля, нажатие педалей «в пол», наплевательское отношение к перераспределению масс и траектории движения.
![Скользкая дорога Скользкая дорога](https://resizer.mail.ru/p/2389004d-1fbf-50c1-8883-62439505bd9c/AQABgZlokRPLouuIw7lE07nPEO0bZAYPKpjkVv-hruMtx4TO-QyAMVyO3RfPdhNtWlybA1O2DM59sPj17vFUP-leMt0.jpg)
Но на более скользких покрытиях резкие действия (как рулем, так и любой из педалей) могут спровоцировать либо занос задней оси, либо снос передней, поэтому все маневры должны быть по возможности плавными — так шинам проще реализовать сцепление с дорогой.
О том, что водитель допускает ошибки в управлении, подскажут срабатывания электронных систем — например, курсовой устойчивости. Заморгает лампа, и под треск работы тормозных механизмов машина попробует удержаться на дороге. И это — хорошая подсказка, что надо «сбавить обороты».
Не забываем про световые приборы
Летом чаще всего хватает дневных ходовых огней, но с сокращением светового дня некоторые водители попросту забывают о необходимости включения фар — особенно в крупных городах, где дороги имеют искусственное освещение. В большинстве машин за них это делает автоматически датчик света, но порой из темноты выезжают «летучие голландцы».
Поэтому следите, включен ли у вас свет фар в темное время суток, но не нужно доходить до второй крайности и врубать всю «люстру», включая задние противотуманки — они буквально «выжигают» глаза, если ехать за такой машиной. И, конечно, следует контролировать состояние светотехники и вовремя менять лампочки и устранять другие неисправности.
![Свет фар Свет фар](https://resizer.mail.ru/p/9e1574bc-4f7c-56c2-a308-f174cf296a28/AQABHnrgBETbe9dc_be1KK6J3hbqXFeeRGKup6fEZKAQahNC-nWbW75KFPJb6QSfOUH_hszkcepsZIit_zQrCRv1HXU.jpg)
Вспоминаем про слашплэнинг
Это хитрое слово по сути — разновидность аквапланирования, только возникает эффект не на воде, а на снежно-водяной каше (шуге). Физика процесса похожа — шина не успевает отводить ее из пятна контакта, и автомобиль теряет сцепление с дорогой.
Но, в отличие от воды, шуга имеет неоднородную структуру и на дороге может лежать неравномерно — например, если часть снега осталась после уборки, а затем начала подтаивать.
Поэтому при первых признаках появления шуги стоит сбавлять скорость — шины хуже отводят эту кашу, чем более привычную на дорогах в период с апреля по ноябрь воду. И не лишним проверить износ покрышек. Чем меньше остаточная высота протектора, тем хуже они справляются со слашплэнингом. Зимой она должна составлять не менее 4 мм.
![](https://resizer.mail.ru/p/26893e80-3788-5a5e-95bd-f3687cb43f5e/AQABpXZ6dFKY5Ultz7FxFwx4boxOiHOmLwKLSt0ObpAA_G1871MP5g1ask_pa18_FAup7-v4ibMzkqADQ8Izl4H4gEI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/edcabfcb-29d6-58c7-80fd-304a3b74434e/AQABnwuRLpQw5TknSDm7xjSM7gUE6tUzs4FJBsDiZGK2PvFYV5eE70rkuqb_2AKQj1mkL3OUcyU1OCzMQzQQkJ8ogaE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/64293915-4cf3-5c80-956c-b1b43d35ca4a/AQABQvuseQU8N1WV1FkhX0nlAMCWOD_ETxz0QBJmsn72Zp8598B4QxckgVYs4Tm54V_lLcm8Tie1DMtvq6pRK46UrqQ.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c7c05c0c-6722-5173-b209-eb845dcbf250/AQABCiC2udUW9CiVsu2HWCxKRArz0E-fbtyF_0Oqi5Yp5S7ufq6uA_k4yPY1dz5WNI2RDdGGfCUI5GJ61DNgDNS0qk0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/7aee6f4e-0c24-531d-afd5-23960f1a1617/AQABVc97zfSvAeKB0ldFnRZFCc4k4TkIvIjuuXlubzlsb2dfoldi3PEMkqOFw1L6KuadLZGtnFpmSRqRgKvPVMlHzBs.jpg)
А что если не успел переобуться, но надо ехать?
В идеале — лучше не ехать на летних шинах во время снегопада или, тем более, гололеда. Даже из соображений здравого смысла решаются на такое немногие и в случае крайней необходимости.
Сначала нужно попробовать, как машина ведет себя на малых скоростях — как разгоняется и, что важнее, как останавливается. Обязательно стоит включить аварийную сигнализацию — предупредить таким образом окружающих водителей о проблеме.
Нужно заранее продумать маршрут: желательно избегать крупных магистралей с большим потоком автомобилей и эстакад со спусками и подъемами — можно либо не заехать в гору, либо скатиться потом в отбойник. Управлять машиной следует максимально плавно, сохраняя предельную концентрацию и большую дистанцию.