Когда в сильные снегопады коммунальные службы работают на пределе возможностей и не успевают расчищать дороги, из-за образования гололедицы, происходит множество массовых ДТП.
Но сваливать вину только лишь на обработку улиц нельзя — водители могут быть попросту не готовы к таким условиям. Например, кто-то до сих пор не поменял летние шины на зимние. Однако причины еще и в том, что многие не перестроились с летнего стиля вождения. Как это сделать?
Снижаем скорость и увеличиваем дистанцию
На более скользком покрытии резко увеличивается тормозной путь, который растет пропорционально квадрату скорости. К тому же, на зимних шинах машина будет хуже останавливаться даже на асфальте, а реакции на действия рулем ухудшаются. Автомобиль становится менее «послушным».
Поэтому первым делом при ухудшении условий нужно увеличить дистанцию и снизить скорость. Все современные автомобили имеют индикатор наружной температуры — если она опускается ниже 3−4 градусов, то водителю будет дано предупреждение о возможном образовании гололеда.
При малейших сомнениях в состоянии покрытия лучше думать, что оно более скользкое, чем кажется. Можно нажать на тормоз (но не резко и не до упора!). Если под колесами лед, то они либо заблокируются, либо сработает ABS — это можно понять по характерной вибрации педали.
Все делаем плавно
Плавность при управлении автомобилем — это вообще хорошо, а в межсезонье поможет избежать нештатных ситуаций. Летом сцепление шин с асфальтом максимальное, поэтому машина прощает многие огрехи — резкие маневры, повороты руля, нажатие педалей «в пол», наплевательское отношение к перераспределению масс и траектории движения.
Но на более скользких покрытиях резкие действия (как рулем, так и любой из педалей) могут спровоцировать либо занос задней оси, либо снос передней, поэтому все маневры должны быть по возможности плавными — так шинам проще реализовать сцепление с дорогой.
О том, что водитель допускает ошибки в управлении, подскажут срабатывания электронных систем — например, курсовой устойчивости. Заморгает лампа, и под треск работы тормозных механизмов машина попробует удержаться на дороге. И это — хорошая подсказка, что надо «сбавить обороты».
Не забываем про световые приборы
Летом чаще всего хватает дневных ходовых огней, но с сокращением светового дня некоторые водители попросту забывают о необходимости включения фар — особенно в крупных городах, где дороги имеют искусственное освещение. В большинстве машин за них это делает автоматически датчик света, но порой из темноты выезжают «летучие голландцы».
Поэтому следите, включен ли у вас свет фар в темное время суток, но не нужно доходить до второй крайности и врубать всю «люстру», включая задние противотуманки — они буквально «выжигают» глаза, если ехать за такой машиной. И, конечно, следует контролировать состояние светотехники и вовремя менять лампочки и устранять другие неисправности.
Вспоминаем про слашплэнинг
Это хитрое слово по сути — разновидность аквапланирования, только возникает эффект не на воде, а на снежно-водяной каше (шуге). Физика процесса похожа — шина не успевает отводить ее из пятна контакта, и автомобиль теряет сцепление с дорогой.
Но, в отличие от воды, шуга имеет неоднородную структуру и на дороге может лежать неравномерно — например, если часть снега осталась после уборки, а затем начала подтаивать.
Поэтому при первых признаках появления шуги стоит сбавлять скорость — шины хуже отводят эту кашу, чем более привычную на дорогах в период с апреля по ноябрь воду. И не лишним проверить износ покрышек. Чем меньше остаточная высота протектора, тем хуже они справляются со слашплэнингом. Зимой она должна составлять не менее 4 мм.
А что если не успел переобуться, но надо ехать?
В идеале — лучше не ехать на летних шинах во время снегопада или, тем более, гололеда. Даже из соображений здравого смысла решаются на такое немногие и в случае крайней необходимости.
Сначала нужно попробовать, как машина ведет себя на малых скоростях — как разгоняется и, что важнее, как останавливается. Обязательно стоит включить аварийную сигнализацию — предупредить таким образом окружающих водителей о проблеме.
Нужно заранее продумать маршрут: желательно избегать крупных магистралей с большим потоком автомобилей и эстакад со спусками и подъемами — можно либо не заехать в гору, либо скатиться потом в отбойник. Управлять машиной следует максимально плавно, сохраняя предельную концентрацию и большую дистанцию.