Троит двигатель: как найти причину неисправности

Двигатель — сердце автомобиля. Любая неполадка в его работе наполняет сердце автовладельца ужасом: это что теперь, менять движок? К счастью, это не всегда обязательно. Решить проблему «троящего» двигателя зачастую можно малой кровью. Как? Разбираемся вместе в проекте Auto Mail
Анна Горностаева
Автор Авто Mail
Что значит «троит двигатель»
Как понять, что троит двигатель
Почему может начать троить
Что значит «троит двигатель»
Как понять, что троит двигатель
Почему может начать троить
Еще

Выражение «троит» означает, что двигатель функционирует с перебоями и вместо четырех цилиндров в нем работают только три. В этом случае появляется разбалансировка, и силовой агрегат вибрирует, распространяя тряску на кузов автомобиля.

Иногда тряска проходит по мере прогревания мотора, и если не устранить причину неисправности, она возникает вновь при новом холодном запуске, но уже с большей силой. Что же становится причиной «троения» мотора?

Что значит «троит двигатель»

К цифре «три» этот термин имеет мало отношения. Он зародился в эпоху, когда в двигателях автомобилей было преимущественно 4 цилиндра. Один вышел из строя, осталось три: значит, двигатель затроил.

Как понять, что троит двигатель: признаки поломки

Комментарий эксперта: «Неопытные автовладельцы часто называют термином „троит“ вообще любой сбой в работе двигателя. Среди профессионалов-механиков „троением“ называют комплекс совершенно конкретных признаков. Вот на что нужно обратить внимание».

  • Автомобиль плохо стартует «на холодную», при остывшем двигателе;
  • Машина двигается рывками, особенно при разгоне, но и при равномерном движении неровность сохраняется;
  • На холостом ходу двигатель трясется (это лучше заметно, если открыть капот);
  • Из выхлопной трубы раздается громкий треск, иногда летят искры;
  • Обороты двигателя на холостом ходу нестабильны: меняется частота вращения коленвала (это можно понять по тахометру);
  • Возрастает расход топлива;
  • На свечах зажигания скапливается нагар.
Показания OBD сканера об ошибке зажигания двигателя
Источник: Авто Mail

Почему может начать троить двигатель

В чем может быть причина этих тревожащих признаков? Отвечает эксперт: «С автомобилем как с человеком: один и тот же симптом является признаком нескольких заболеваний. Например, если у вас болит живот, вы либо съели что-то несвежее, либо воспалился аппендицит.

Также и с троением двигателя. Коренная его причина в том, что в одном из цилиндров нарушается правильное сгорание воздушно-топливной смеси. Отчего это происходит — следующий вопрос. Тут ответов может быть несколько: от относительно безобидных до вполне серьезных, требующих капитального ремонта. Вот наиболее распространенные».

1. Неисправность инжектора: системы впрыска топлива в автомобиль. Причиной неисправности может быть засор, сбой в работе электронного датчика, или же инжектор просто выработал свой ресурс (он рассчитан на 150 000 — 200 000 км пробега).

Характерные признаки неисправности инжектора: автомобиль двигается рывками при разгоне, стрелка тахометра хаотично прыгает туда-сюда.

При поломке инжектора не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Это тот случай, когда лучше обратиться к профессионалам, особенно если проблема возникла из-за неисправности электроники.

Свечи зажигания с остатками нагара
Источник: legion-media.ru

2. Неисправность свечи зажигания. Искра не проходит, топливная смесь в цилиндре не воспламеняется. Самая частая причина неисправности — выработанный ресурс свечи. Они рассчитаны на 30 000 — 50 000 км пробега, а у качественных свечей с иридиевым наконечником ресурс достигает 100 000 км. Это проблема относительно несложная: для решения достаточно заменить свечу.

Характерный признак неисправных свечей зажигания — искры в выхлопной трубе. Они возникают, потому что топливо догорает уже в выхлопной системе. Некоторые автовладельцы стремятся менять свечи самостоятельно, посмотрев ролики в интернете. Рекомендую хотя бы в первый раз сделать это на СТО, и посмотреть, как работает мастер

3. Проблема с проводкой: нарушение изоляции или коррозия на клеммах. В этом случае проблему можно определить самостоятельно: загоните автомобиль в закрытый бокс и заведите в полной темноте. Если изоляция нарушена, при открытом капоте вы заметите искры или вспышки света. А вот менять провода лучше на СТО: есть опасность получить удар током.

Признак проблем с изоляцией: двигатель троит при холодном запуске. Когда автомобиль прогревается, проблема исчезает.

4. Проблема с воздухом. Нарушается герметичность впускного коллектора, внутрь попадает слишком много воздуха, и топливовоздушная смесь не воспламеняется.

Причин проблем с герметичностью может быть несколько: от неправильной установки датчиков и износа прокладок до трещин в самом коллекторе. Дать точный ответ может только полная диагностика на СТО

5. Потеря давления в двигателе. Из-за нее топливовоздушная смесь не достигает необходимой концентрации и плохо воспламеняется. Причиной могут быть поломка поршневых колец или неисправность в головке блока цилиндра.

Самые явные признаки потери компрессии: пропуски при зажигании, хлопки в выхлопной трубе и увеличенный расход топлива. В сложных случаях, если компрессия страдает в нескольких цилиндрах, автомобиль вообще не заведется

6. Выход из строя воздушного фильтра. Если фильтр сильно засорен, в топливовоздушной смеси образуется недостаток кислорода, и она не воспламеняется. Это самая легкая в решении проблема: достаточно заменить фильтр.

Механик смотрит свечу зажигания в двигателе автомобиля
Источник: legion-media.ru

Что делать, если начал троить двигатель

Признаки троения двигателя ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Прежде чем обращаться на СТО, любой мало-мальски опытный автовладелец может провести первичную диагностику. Эксперт Сергей предлагает несколько базовых тестов на выяснение причины троения.

  1. Находим неисправный цилиндр. Для этого включаем двигатель на холостом ходу и поочередно отключаем провода высокого напряжения. Если отключить нормально работающий цилиндр, проблема усугубится, если отключить неисправный, ничего не изменится.
  2. Проверяем свечи. Неисправность свечей зажигания — одна из наиболее распространенных причин троения. Достаточно просто заменить свечу на неработающем цилиндре. Если троение исчезнет, значит, причина была в свече.
  3. Ищем проблему с проводкой. Для этого заводим двигатель в темном помещении при открытом капоте. Если увидите искры, значит изоляция нарушена.
  4. Проверяем компрессию. Уровень компрессии в двигателе измеряется с помощью специального прибора: компрессометра. Стоит он недорого и доступен на любом маркетплейсе. Если прибор показал потерю компрессии, следующий шаг — определить, где именно она происходит. Для этого доливаем в цилиндр моторное масло. Если после этого компрессия повышается, значит, дело в поршнях. Если ничего не изменилось, проблема в головке блока цилиндра.
  5. Меняем воздушный фильтр. Ресурс воздушного фильтра рассчитан на 15 000 — 30 000 км пробега. Если вы часто ездите по грунтовым дорогам, менять придется чаще. Это несложная операция, которую можно провести самому.
  6. Едем в автомобильную мастерскую. Если замена свечей зажигания и воздушного фильтра не решила проблему, рекомендую не мешкая отправляться на СТО.
Ремонт двигателя в автосервисе механиком
Источник: legion-media / Ladanifer

Что будет, если ездить на машине с троящим двигателем

Короткий ответ: ничего хорошего. Конкретные последствия зависят от причины троения. Вот некоторые из них.

  • Проблема с инжектором приведет к трудностям с запуском автомобиля, он начнет глохнуть при старте. Поскольку один из цилиндров недорабатывает, возрастает нагрузка на остальные. Это приводит к перегреву двигателя;
  • Неисправные свечи. В этом случае топливная смесь загорается не в камере впуска, а в камере сгорания. Она не приспособлена к резкому повышению температуры, от этого быстрее изнашивается каталитический нейтрализатор, прогорают поршни и клапаны. При дальнейшем разрушении свечи ее обломки могут попасть в цилиндр и разрушить его изнутри;
  • Нарушенная изоляция приведет к тому, что автомобиль полностью перестанет работать, а автовладелец может получить серьезный удар током;
  • Нарушенная герметичность приводит к росту расхода топлива и одновременной потере мощности двигателя. Если ее не решать, возникает опасность перегрева двигателя со всеми вытекающими;
  • При потере компрессии страдает мощность, увеличивается расход топлива, автомобиль начинает жечь масло. Она может быть симптомом серьезных механических проблем, требующих немедленного решения;
  • Забитый воздушный фильтр, если его вовремя не заменить, приводит к тому, что посторонние частицы попадают внутрь двигателя: возникает абразивный износ.
Ремонт автомобиля в автосервисе
Источник: legion-media

Отзыв эксперта

Каково мнение автомобильного эксперта о проблеме троения двигателя?

Троение двигателя — серьезный симптом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Современный двигатель внутреннего сгорания — сложная система, где все части находятся во взаимодействии. Когда одна из них выходит из строя, баланс нарушается, и проблемы начинают нарастать как снежный ком. Незначительная поломка, если ее проигнорировать, может привести к выходу из строя всего двигателя.

Лучший способ борьбы с троением — профилактика. Пользуйтесь качественным топливом и маслами, регулярно проходите техническое обслуживание, меняйте фильтры и другие расходники по расписанию, а не когда двигатель начинает троить. Заботьтесь о своем автомобиле, и он позаботится о вас.

Памятка автовладельцу: что нужно запомнить о троении двигателя

Вот самые важные моменты, которые нужно знать о троении двигателя.

  • Главные признаки троения: затрудненный старт на холодном двигателе, движение рывками, треск и искры из выхлопной трубы;
  • Троение может быть симптомом серьезных неполадок (например, проблем с инжектором), а может быть вызвано засоренным воздушным фильтром;
  • Если замена свечей зажигания и фильтров не избавили от троения, отправляйтесь на СТО поискать проблему более глубоко;
  • Чем раньше вы займетесь решением проблемы троения, тем меньше будут потенциальные негативные последствия для автомобиля;
  • Не забывайте о профилактике. Заправляйтесь только качественным топливом на сетевых АЗС, регулярно проходите ТО.