Этим летом группа Michelin заявила об отсутствии технических возможностей для возобновления производства автомобильных шин в Московской области. Компания Nokian Tyres также заявила о прекращении выпуска шин Hakka и Hakkapeliitta, а также Nordman под Санкт-Петербургом. В России есть еще заводы Bridgestone, Pirelli и Continental, но и они резко снизили объемы выпуска. В итоге, несмотря на то, что на складах достаточно продукции, цены на нее заметно растут. И здесь автомобилисты все чаще обращают внимание на сравнительно недорогие подержанные покрышки именитых фирм. На что обращать внимание при покупке б/у шины?
Трещины и затвердевание резины
Иногда подержанные покрышки выглядят очень привлекательно: глубокий протектор, минимум износа и предпродажное чернение от бывшего владельца. Однако даже в таком «идеальном» виде б/у покрышка может не годиться для дальнейшей эксплуатации.
В первую очередь водителю необходимо обращать внимание на возраст шины.
Поверхностный слой становится хрупким, затрудняется демонтаж шины и возникает риск повреждений. Старый материал при сильном продавливании лапами станка на шиномонтаже расслаивается, трескается, теряя герметичность. В итоге, рано или поздно воздух из б/у шины начинает просачиваться через трещины и неоднородности, что приводит к стравливанию давления.
Как узнать дату производства шины?
Старая покрышка из-за выработки теряет балансировку и хуже держит дорогу. Снижается коэффициент сцепления, из-за чего при экстренном торможении есть риск проскальзываний, при которых срабатывает ABS, и увеличивается тормозной путь.
По современным ГОСТам максимальный срок эксплуатации резины определен в 7−8 лет. А производители называют срок службы шин в пять лет, после чего водителям рекомендуют покупать новые комплекты резины.
Узнать дату производства можно взглянув на боковину шины. На каждой покрышке есть маркировка в виде набора из четырех цифр. Первые две — это неделя изготовления, другие две — год выпуска. Например, цифры «4417» означают, что шина выпущена в октябре 2017 года.
Порезы и вырванные куски резины
При покупке подержанных покрышек очень внимательно нужно оценивать внешний облик шины. Нельзя приобретать старые покрышки с порезами и рваными повреждениями, даже если они сохранили герметичность. С повреждениями не получишь диагностическую карту, а в редких случаях, если сотрудники ГИБДД решат пойти на принцип, то за езду на несоответствующих шинах они вправе выписывать штраф по статье 12.5 КоАП РФ в размере 500 рублей.
Нельзя покупать старые шины с заплатками. Этот ремонт хоть и перекрывает выход воздуху изнутри колеса, но не препятствует доступу воды внутрь шины. Вода и соли разрушают металлокорд, вызывая появление ржавчины, а затем и разрушение нитей корда. Достаточно легкого удара для возникновения вздутия. Кроме того, шина с боковыми порезами вообще к эксплуатации непригодна. Заплатка может лопнуть на ходу.
Нарезанный протектор
Необходимо следить и за состоянием протектора. Некоторые дельцы с помощью специальных инструментов нарезают канавки на истертой поверхности шины, формируя новый протектор.
Ездить на этих старых колесах небезопасно, так наружу выходит внутренний слой протектора с меньшим содержанием силики (диоксид кремния), которая отвечает за сцепные свойства.
Покупать старые шины можно лишь в том случае, если требуется временно (на неделю-другую) заменить какое-то поврежденное колесо. Рассчитывать, что подержанный комплект прослужит несколько сезонов, не стоит.