Решение господина Швецова источник «Ъ» объясняет необходимостью смены стратегии концерна, который ориентировался на совместные предприятия с иностранными игроками, что теперь неактуально. Однако аналитики отмечают, что «Соллерс Авто» все равно неизбежно потребуется взаимодействие в какой-либо форме с новыми партнерами для обновления модельного ряда.
«Соллерс Груп» Вадима Швецова продала свой пакет в 76,7% акций «Соллерс Авто» компании «Альтер Инвест», основанной менеджментом концерна, рассказал источник «Ъ», близкий к «Соллерсу». ООО «Альтер Инвест» зарегистрировано 17 июня, 39,5% принадлежат главе УАЗа и «Соллерс Форд» Адилю Ширинову, еще 35,5% у гендиректора «Соллерс Авто» и «Соллерс Груп» Николая Соболева, 20% у заместителя гендиректора «Соллерс Авто» Зои Каики, 5% — у заместителя гендиректора по правовым вопросам «Соллерс Авто» Виктора Хвесеня, следует из данных «Спарк-Интерфакс». Господин Соболев возглавил «Альтер Инвест». Вадим Швецов владел «Соллерс» с 2007 года.
По словам собеседника «Ъ», сделка закрыта 24 июня и была денежной, исходя из рыночной оценки активов. Официально в компании продажу не комментируют.
«Соллерс Авто» по итогам 2021 года получила 4,5 млрд руб. чистой прибыли против 1,7 млрд руб. убытка годом ранее, следует из отчетности по МСФО. EBITDA выросла в три раза, до 8,9 млрд руб. Денежные средства на балансе составляли 15,3 млрд руб., на треть превышая общую сумму долговых обязательств (10,3 млрд руб.).
Основной актив «Соллерс Авто» — Ульяновский автомобильный завод. В конце 2021 года компания объявила о завершении реорганизации УАЗа, что аналитики связывали с возможной подготовкой к заключению партнерства с другим производителем — среди кандидатов чиновники называли китайский Chery. Однако 3 июня ЕС ввел санкции в отношении завода, ссылаясь на поставки УАЗ «Патриот» для нужд армии. В отличие от санкций США эти ограничения не экстерриториальные, но коснутся как минимум взаимоотношений с европейскими поставщиками. Помимо УАЗа у «Соллерс Авто» есть СП Ford, Isuzu и Mazda, а также Заволжский моторный завод.
Не на всех иностранных партнеров санкции влияют напрямую, однако они уже приостановили деятельность в РФ, в том числе из-за проблем с логистикой, компонентами и собственного отношения к военным действиям на Украине.
По словам источника «Ъ», Вадим Швецов постепенно снижал вовлеченность в управлении «Соллерс Авто» после ухода в 2019 году с поста гендиректора, который занимал с момента основания концерна: «Он не принимал участия в отраслевых совещаниях, сконцентрировавшись на других подразделениях “Соллерс Груп”, в том числе логистике, и новых проектах — как электрокаршеринг с “Русгидро”».
Кроме того, видение бизнеса «Соллерс Авто» последние годы строилось на создании совместных предприятий, подчеркивает источник «Ъ», что теперь перестало быть актуальным: «Нужна смена стратегии, а на это — время и силы».
Предположение, что Вадим Швецов опасается санкций, источники «Ъ» в отрасли выдвинули после совещания с представителями автопрома у президента РФ в ходе ПМЭФ, на котором «Соллерс Авто» представлял Николай Соболев. При этом они допускали, что отсутствие господина Швецова связано с его отходом от оперативного управления «Соллерсом» — в последний раз он участвовал в совещании в Кремле в 2020 году. Они также говорят об общей «усталости» из-за постоянной неопределенности в автопроме, допуская, что Вадим Швецов мог на этом фоне сконцентрироваться на других проектах.
Новые владельцы будут развивать активы, однако вместо СП рассматривают другие варианты взаимодействия, в том числе с китайскими автоконцернами, также продолжится работа над сервисами мобильности, уточнил источник «Ъ».
Эксперт по авторынку Владимир Беспалов говорит, что сумма сделки может сильно отличаться в зависимости от ее условий. «Сказать, что что-то изменилось для компании, нельзя, поскольку все новые владельцы давно работали в “Соллерсе”. Но очевидно, что отсутствие одного контролирующего акционера в нынешних обстоятельствах снижает риски, легче взаимодействовать с партнерами, в том числе будущими», — отмечает он.
Для «Соллерс Авто» сейчас наиболее актуален вопрос стратегии, потому что проблема обновления модельного ряда УАЗа остается острой, подчеркивает Владимир Беспалов. При этом он полагает, что бизнес СП с Ford и Mazda, очевидно, «какое-то время будет поставлен на паузу», поскольку необходимо решить возникшие из-за санкций технические и юридические вопросы.
Ольга Никитина