Как избежать ДТП с пешеходом

Разбираемся, чем чреват для водителя наезд на пешехода и как его избежать
Алексей Лучников

Пешеходы — самая уязвимая категория участников движения. Их не защищают ни силовой каркас, ни подушки безопасности, у них нет фар и систем автоматического торможения. Немного статистики. В прошлом году на дорогах нашей страны, по данным Научного центра безопасности дорожного движения, произошло почти 36 тысяч аварий, связанных с наездами на пешеходов, в которых погибли 3767 человек и ранены более 33 тысяч. В таких авариях иногда получают травмы, в том числе смертельные, не только сами пешеходы, но и водители с пассажирами, хотя и в гораздо меньшем количестве. В двух третях наездов были признаны виновными водители. В чем же именно?

В половине случаев (49%) они нарушили правила проезда пешеходных переходов, не предоставив приоритет на «зебре». Напомним, что в Правилах дорожного движения при кажущейся простоте заложена довольно сложная правовая конструкция в отношении преимущества на переходе.

Каждое второе нарушение ПДД водителями, ставшее причиной наезда на пешехода, — непредоставление преимущества на «зебре»

Согласно пункту 14.1 «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». Из этого отнюдь не следует, что водитель должен нажимать на тормоз, как только безлошадный занес ногу над мостовой, ведь «уступить дорогу» — это значит вынудить пешехода «изменить направление движения или скорость».

Пешеходный переход
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Именно так раскрывают этот термин ПДД. Иными словами, если человек начал переходить встречную проезжую часть многополосной дороги, и до вашей полосы ему еще с десяток метров, то ускоряться или, наоборот, останавливаться ради того, чтобы не попасть вам под колеса, смысла ему никакого нет. А значит, у водителя не возникает обязанность уступать ему дорогу.

В то же время никаких точных цифр, указывающих на расстояние до пешехода, ПДД не содержат, следовательно, факт предоставления или непредоставления преимущества оценивается исключительно субъективно. Как водителем, так и инспектором ДПС, который может обвинить в нарушении требования Правил. Выбирая между торможением и продолжением движения, водителю следует спрогнозировать, есть ли у пешехода шанс оказаться на его пути, если последний вдруг решит побежать. Нельзя расслабляться даже тогда, когда человек уже пересек траекторию движения автомобиля, ведь он в любой момент может развернуться и опять оказаться на пути. Особенно такое поведение характерно для детей.

Перекрестки и выезды с прилегающих территорий

На втором месте (15%) в рейтинге нарушений ПДД водителями, приводящих к наездам, — непредоставление преимущества пешеходам в других ситуациях. Их много. Напомним основные: у безлошадных есть приоритет при пересечении проезжей части на перекрестках по линии тротуаров перед машиной, поворачивающей с попутного или встречного направления (пункт 13.1 ПДД), при съезде на прилегающую территорию и выезде с нее (пункт 8.3), при движении в жилых зонах и на дворовых территориях (пункт 17.1), при переходе проезжей части со стороны дверей трамвая, остановившегося на остановке посередине дороги (пункт 14.6). Не забываем также, что при отсутствии тротуара и обочины или невозможности двигаться по ним пешеходы могут идти по краю проезжей части (пункт 4.1), рассчитывая на то, что их не собьют.

Дорожный знак «Переходите пешком»
8
Фото: АГН «Москва»

Каждый десятый наезд произошел при движении машины задним ходом. И здесь тоже ответственность ложится на водителя, ведь именно ему ПДД вменяют в обязанность убедиться в безопасности маневра и даже прибегнуть при необходимости к помощи третьих лиц (пункт 8.12).

Пешеходы плохо заметны в темноте

Теперь несколько слов о том, где и когда особенно велика опасность наезда на пешехода. По месяцам года риск распределяется неравномерно: наиболее опасен период с августа по декабрь, а пик приходится на октябрь. В течение суток самая высокая вероятность попасть под колеса — с 7 утра до 9 часов вечера, однако риск гибели максимален с 5 вечера до часу ночи.

Вообще же 40% наездов, но 70% смертельных исходов случаются в темное время суток, что еще раз подтверждает важность использования пешеходами на одежде или вещах светоотражателей

Напомним, пункт 4.1 ПДД рекомендует это в населенных пунктах и требует — вне их пределов. В то же время львиная доля наездов (почти 93%) происходит как раз в городах, поселках и деревнях. Однако смертность распределяется непропорционально: две трети фатальных исходов зафиксированы как раз вне населенных пунктов и треть — в них. Это говорит о том, что решающим фактором в вопросе жизни и смерти является скорость, которая за городом всегда выше.

Наезды на пешеходных переходах и вне их пределов распределились в соотношении 43 к 57. Однако среди погибших перевес почти в 4 раза в пользу не оборудованных для перехода мест. Причина, по всей видимости, опять в более высокой скорости, на которой происходят наезды. В тех случаях, когда человека сбивали на нерегулируемом переходе (70% случаев), виновными, как правило, признавались водители. В случае же регулируемых переходов чаще признавались виновными сами пешеходы, проигнорировавшие запрещающий сигнал светофора.

Подводя итог, еще раз напомним, что пешеходы требуют к себе особого внимания. Даже в тех случаях, когда в наезде виновными оказывались они сами, водителям все равно приходится нести гражданскую ответственность, возмещая причиненный ущерб здоровью пострадавших, а то еще и беря на содержание их детей и родственников, находившихся на иждивении.