Оптимальная скорость в городе
На городских скоростях в пределах 70 км/ч потребление топлива возрастает. Водитель часто разгоняется и тормозит, а также редко переключается на высшую передачу, предпочитая раскручивать мотор до 3-3,5 тыс. оборотов. В таком режиме расход топлива может вырасти многократно.
Как правило, 1,6-литровые атмосферные моторы, которыми комплектуются легковые автомобили, потребляют в городском цикле примерно 10-11 литров бензина.
Хотя если посмотреть на паспортные данные, то там можно увидеть очень привлекательные цифры потребления в районе 7-8 л/100 км. К сожалению, они не имеют ничего общего с реальностью и выражают лишь результаты лабораторных испытаний, проведенных на стендах по европейской методике NEDC (New European Driving Cycle).
Методика разработана, чтобы вписываться в жесткие экологические нормы Евро 5. Названные результаты получаются, когда автомобиль разгоняется до 50 км/ч примерно за 25 секунд с минимально возможной тягой мотора.
Естественно, так никто не ездит, хотя если задаться целью установить личный рекорд экономии бензина, то можно попытаться. NEDC предполагает выключение во время испытаний климатической установки и мультимедийной системы, а также фар, потребляющих электроэнергию.
После старта и достижения примерно 20 км/ч необходимо включить сначала четвертую передачу коробки, а при достижении 30 км/ч - высшую и увеличивать скорость лишь слегка нажимая педаль акселератора и не давая стрелке тахометра превысить 1100 оборотов. В этом случае рискующая заглохнуть машина может вписаться в паспортные данные.
Наиболее вероятным в городском трафике может выглядеть другой алгоритм, а именно разгон в ритме потока транспорта, но при достижении скорости в 50-60 км/ч переход на высшую ступень коробки.
На этих оборотах современный впрысковый мотор имеет уже до 80% тяги и способен поддерживать достаточно уверенное движение. При этом потребление бензина сократится на полтора-два литра, а в некоторых случаях и больше.
С какой скоростью ехать на трассе
При поездках по загородным трассам со скоростным ограничением в 90 км/ч потребление топлива как правило сокращается. Автомобиль набирает достаточную кинетическую энергию и ему требуется топливо лишь для преодоления сопротивления воздуха и силы трения поверхности.
Сопротивление воздуха нарастает пропорционально «квадрату» скорости. Поэтому увеличение скорости даже на 30 км/ч вызовет увеличение потребления топлива на треть.
По паспорту у 1,6-литровых «атмосферников» расход на трассе колеблется в районе 6-7 л. Этой цифры можно достичь, если не раскручивать мотор свыше 2000 оборотов и позволяя машине часто скатываться накатом со склонов, не выключая при этом передачи.
Кроме того, современные федеральные трассы имеют радиус поворотов из расчета скорости в 80 км/ч. Поддерживая эту скорость можно часами ехать на высшей передаче, не прибегая к экстренным торможениям и частым разгонам.