Из-за чего чаще всего случаются аварии в России?

МВД проанализировало ситуацию с аварийностью на российских дорогах. Есть ли повод для оптимизма?
Алексей Лучников

В прошлом году произошло более 133 тысяч дорожно-транспортных происшествий, унесших 14 874 жизни. Это, конечно, меньше, чем в предыдущем году (на 8% по обоим показателям), но по-прежнему непозволительно много даже для нашей немаленькой страны. К слову, несмотря на очевидный прогресс (за десять лет смертность на дорогах сократилась почти вдвое при выросшем на треть автопарке), по относительным показателям — количеству погибших в пересчете на 100 тысяч человек населения и на 10 тысяч транспортных средств (социальный и транспортный риск соответственно) — мы по-прежнему отстаем от развитых стран в 3−4 раза.

В совершении 9 из 10 аварий виноваты водители

Из чего складываются актуальные показатели аварийности? 44,7% (или почти 60 тысяч в абсолютном выражении) всех ДТП — это столкновения транспортных средств, 26,8% (35,7 тысячи) — наезды на пешеходов. Почти такое же долевое распределение и погибших в авариях данного вида: 44,4% и 25,4% соответственно. По-прежнему, львиная доля ответственности лежит на водителях. Недисциплинированностью или некомпетентностью человека за рулем обусловлено 88,8% всех ДТП. На их совести 12,6 тысячи погибших и более 154 тысяч раненых. Увы, сыграли свою роль и пешеходы, по вине которых случилось каждая десятая авария (2,6 тысячи погибших, 11,4 тысячи раненых).

Во многих бедах принято винить наши далекие от идеала дороги. И это вполне обоснованно, ведь недостатками их эксплуатационного состояния обусловлены более трети аварий с пострадавшими. Наконец, есть претензии и к техническому состоянию транспортного парка: в 7,6 тыс. дорожных коллизий (5,7%) отмечены неисправности и условия, при которых нельзя эксплуатировать автомобиль или мотоцикл. Не пытайтесь суммировать приведенные цифры, ведь сумма превысит 100%.

ДТП
ДТП
ДТП
ДТП
ДТП
7

Дело в том, что в ряде аварий вина может лежать одновременно на разных категориях участников движения (например, пешеход переходил на красный свет, а водитель зазевался и вовремя не затормозил). Что же касается дорожных изъянов и технических неисправностей транспорта, то это не основные причины, а так называемые сопутствующие факторы, влияние которых на совершение ДТП не доказано, но при расследовании они, тем не менее, были зафиксированы.

Опаснее всего выезд на встречную полосу и ошибки в выборе скорости

Теперь о том, какие прегрешения приводят к авариям. На первом месте — нарушение правил проезда перекрестков (17%), игнорирование внешних факторов при выборе скоростного режима (15,7%), нарушение правил расположения транспорта на проезжей части (11,7%), несоблюдение дистанции до впереди идущей машины (10,4%), непредоставление преимущества пешеходам на «зебре» (8,9%) и, наконец, выезд на встречку (8,8%). А вот жертвы нарушителей ПДД распределились непропорционально.

Таким образом, это и есть самые опасные с точки зрения потенциальных последствий нарушения. Напомним, даже тяжкий вред здоровью — это уже основание для привлечения к уголовной ответственности по 264 статье УК РФ, не говоря уж про смерть потерпевшего.

ДТП, скорая помощь

В без малого 37 тысячах ДТП участвовали пешеходы. В итоге 3,9 тысячи человек погибли, а это более четверти всех жертв дорожных аварий. Еще одна российская беда — пьянство. Не обошла она стороной и дорогу. В прошлом году с участием нетрезвых водителей случилась каждая восьмая авария и погиб каждый четвертый пострадавший. В львиной доле таких инцидентов оказались виновны именно выпивохи. У этих аварий один из самых высоких показателей тяжести последствий ДТП, который рассчитывается как отношение числа погибших к 100 авариям с пострадавшими.

Так вот, у пьяных аварий он в два раза выше среднего: 15,7 против 8. И здесь мы говорим не только о водителях, чье состояние опьянения было доказано медиками, но и об отказавшихся пройти необходимую проверку. Возвращаясь к правовым последствиям, опять напомним о повышенной уголовной ответственности, если водитель был пьян. Это так называемый квалифицирующий признак, на основании которого ответственность по закону должна быть ужесточена.

Как часто в авариях страдают дети?

С участием несовершеннолетних произошло почти 37 тысяч ДТП, из-за них погибли 554 ребенка. Еще 17 289 ребят получили травмы. Вопреки общей тенденции количество погибших детей в прошлом году выросло более чем на 6%. Но задуматься об этом надо взрослым. Хотя бы потому, что две трети погибших были пассажирами, о безопасности которых не подумали именно взрослые.

Контент недоступен