В преддверии нового учебного года мы попросили Ксению Дмитриеву, детского психолога и сертифицированного арт-терапевта, которая более 12 лет работает в сфере образования, рассказать об особенностях детского восприятия опасности и умении запоминать новую информацию.
Как правильно обучать ребенка ПДД?
Иногда нам, взрослым, кажется, что самый лучший способ научить ребенка правилам и нормам поведения — это побеседовать, прочитать длинную лекцию о том, почему это важно, и что может произойти, если эти правила не соблюдать и нарушать. На деле же подобные разговоры и беседы практически не воспринимаются детьми. Для них куда важнее получить информацию через чувственный опыт.
Что это значит? Ребенку нужно прожить то, о чем ему говорят взрослые. И, конечно, лучше и эффективнее это сделать в игре. Она не обязательно должна быть тематической и раскрывать только правила дорожного движения. Это могут быть привычные ребенку сюжетно-ролевые игры, в которые взрослый может включить, например, сюжеты о том, как мама с дочкой идут в детский сад и переходят дорогу, как семья едет в путешествие, ребенок играет во дворе на детской площадке или катается на велосипеде или самокате.
Как объяснить ребенку, что дорога — это множество опасностей, о которых всегда надо помнить, но при этом не развить у него фобию?
Это очень интересный вопрос, потому что зачастую так и происходит. Взрослый всячески пытается оградить ребенка от опасностей внешнего мира, и тем самым формирует тревогу у ребенка. Именно поэтому здесь так важно соблюсти золотую середину.
Старайтесь сохранить спокойствие. Все мы знаем, что дети прекрасно умеют считывать наши эмоции, и зачастую транслируют такое же состояние. Поэтому помните, что если во время совместных прогулок и поездок у вас постоянно будут мысли о том, что дорога — это опасность, и ваша самая главная задача — вовремя оградить от нее ребенка, он будет чувствовать ваше волнение и понимать, на чем сейчас фокус вашего внимания.
Откажитесь от нотаций и нравоучений о правилах дорожного движения. Как я уже говорила, беседы — не самый эффективный способ достучаться до ребенка. Попробуйте это сделать через совместные сюжетно-ролевые, настольные игры, чтение литературных произведений и просмотр познавательных мультфильмов. Это позволит ребенку расширить представления о правилах дорожного движения, дороге и при этом не будет формировать страх и тревожность.
С какого возраста ребенок способен начать понимать и следовать правилам дорожного движения?
На самом деле понимание и следование правилам дорожного движения проходит через все дошкольное детство, а в последующем активно входит в школьную жизнь. Уже с раннего возраста мы постепенно знакомим ребенка со светофором, показываем и объясняем его цвета, учим ребенка тому, что возле дороги обязательно нужно дать руку маме или папе. С каждым годом представления детей о дороге, правилах дорожного движения, безопасности на дороге расширяются благодаря родителям и воспитателям.
Перед взрослыми стоит задача не просто научить, рассказать, а показать на личном примере, ведь дети в следовании правилам дорожного движения, не забывают копировать взрослых. Поведение родителей на дороге — главный пример для ребенка, и уже в 1,5–2 года ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения, копируя поведение взрослых, следуя четким маминым инструкциям «Стоп. Нельзя. Дорога». Уже в этом возрасте детям можно читать стихи и потешки о дороге и транспорте, вместе слушать песни, танцевать, изображая разные виды транспорта.
Уже с трех лет можно начинать знакомить детей с правилами дорожного движения в игровой форме, используя наглядные примеры — карточки, иллюстрации, мультфильмы и т.д.
На способность понимать и следовать правилам дорожного движения влияет не только то, сформированы ли у ребенка необходимые знания, умения и навыки, но и особенности познавательной сферы.
Примерно до 8 лет у детей преобладает «туннельное зрение», и ребенок преимущественно воспринимает те объекты, которые находятся перед ним.
Особенности слухового восприятия детей до 6 лет не позволяют быстро определить источник шума и услышать приближающийся транспорт.
Особенности внимания детей дошкольного возраста могут не позволить сконцентрироваться на одном объекте. Также важно учитывать, что дети дошкольного возраста еще с трудом ориентируются в пространстве, могут путать право-лево.
Что самое опасное на дороге и во дворе для ребенка с точки зрения психологии?
С точки зрения психологии, самое страшное заключается в том, что поведение ребенка в опасной ситуации невозможно предугадать. В момент опасности, ребенок максимально ярко переживает эмоции и не может сосредоточиться на какой-то мыслительной деятельности, понять, как нужно действовать. Порой бывает такое, что дети, даже владея знаниями о том, как нужно себя вести на дороге, не могут сориентироваться в нужный момент. Кто-то из детей может впасть в ступор, кто-то начинает паниковать и кидаться в бегство. Непрогнозируемость действий ребенка может привести к страшным последствиям.
О чем важном стоит поговорить с ребенком в начале учебного года?
Перед началом учебного года родителям совместно с ребенком необходимо составить план безопасного маршрута в детский сад/школу/в кружки и студии дополнительного образования. Составить безопасный маршрут можно независимо от того, будет ли ребенок ходить туда самостоятельно или в сопровождении взрослых. Вы можете предложить ребенку провести вас по этому маршруту, объясняя вам, где и как нужно переходить дорогу. Будет интересно, если вы при этом будете немного хулиганить, пытаясь свернуть не там, где нужно, перейти дорогу в неположенном месте или не на тот сигнал светофора. Дайте ребенку возможность почувствовать себя взрослым. Это поможет ему не только закрепить знания на практике, но и почувствовать себя более уверенно.
Ребенок попал в ДТП — как ему помочь пережить это и побороть страх перед автомобилями?
Дети могут по-разному реагировать и на опасные ситуации, и на те события, которые с ними происходят. После ДТП у ребенка могут появиться сильные переживания, страх, повышенная тревожность. В психологии это явление называется «посттравматический стресс». Он может проявляться в виде повышенной раздражительности, избегания ситуаций, которые ему как-то напоминают о событии, плаче, расстройстве сна (кошмары, бессонница), энурез. Давайте разберем, как можно помочь ребенку в этих ситуациях.
Контакт с родителем. Ребенку как никогда важно общение с близким человеком, которому он доверяет, и с которым может поделиться своими чувствами. Помните, что для того, чтобы ребенку справиться с тревогой, важно, чтобы совместное времяпрепровождение было наполнено не только обсуждением самой ситуации, но и совместными увлечениями, играми, прогулками, объятиями.
Маленькие шаги. Конечно, очень хочется, чтобы ребенок смог быстро оправиться от переживаний, но помните, что «время все лечит». Дайте ему возможность постепенно справляться с тревогой, наметьте маленькие шаги, которые в конечном итоге помогут ребенку справиться со страхом.
Не обесценивайте. Не стоит говорить ребенку «Перестань об этом думать», «Просто забудь о случившемся». Дайте ему высказаться, поделиться тем, что для него важно. И расскажите, что испытывать эти чувства абсолютно нормально.
Если вы видите, что со временем ничего не меняется, и тревога ребенка только возрастает, обратитесь к детскому психологу. Специалист сможет подобрать правильные методики, которые помогут и вам, и вашему ребенку справиться с проблемой.
Почему дети не видят опасности для себя на дороге и во дворе? Как это можно исправить?
Дети не чувствуют опасности прежде всего потому, что у них недостаточно собственного жизненного опыта, который помог бы им разобраться в возможных последствиях. Это связано и с возрастными особенностями, а также с тем, что с малых лет ребенок находится в пространстве, за безопасностью которого тщательно следят взрослые. Иногда тем самым мы создаем «ловушку» для собственных детей, транслируя, что мир безопасен, а мы всегда будем рядом. Получается так, что пока за ребенком следит мама, и напоминает о том, как надо себя вести, и ловит в тот момент, когда ребенок находится в близости от дороги, — все спокойно и хорошо, но когда ребенок начинает гулять самостоятельно, возникают сложности.
Конечно, здесь также важно начинать работу с ребенком с обогащения чувственного опыта. Проигрывая ситуации, которые могут произойти во дворе, обсуждая возможные последствия. Вместе с ребенком вы можете поразмышлять о том, как бы он поступил в этой ситуации, и составить алгоритм, по которому будет действовать он, играя во дворе.