Как вырастут расходы на автомобили в 2022 году?

Авто Mail.ru в совместном с аналитическим агентством «Автостат» опросе выяснил, как нынешняя экономическая ситуация повлияла на предпочтения и планы российских водителей

Пандемия коронавируса, дефицит чипов и кризис в мире сильно сказались на российском автопроме. Как результат — прекращение выпуска автомобилей в стране, сворачивание поставок из-за рубежа, подорожание запчастей и приостановка работы некоторых автопроизводителей.

Авто Mail.ru совместно с агентством «Автостат» спросил у читателей, как эти факторы повлияли на планы по обслуживанию, ремонту и замене машины в 2022 году. А еще об импортозамещении расходных материалов, отказе от поездок и прогнозах роста затрат на содержание автомобиля.

В опросе приняли участие 8,5 тысячи человек. Большинство — мужчины (93,5%) в возрасте от 26 до 55 лет (36−45 лет — 37,2%, 26−35 лет — 30% и 46−55 лет — 19,1%). Многие покупали автомобиль новым (57,6%), выбирая модели из массового сегмента (87,9%). Среди них владельцы Kia (9,9%), Lada (8,2%), Volkswagen (7,9%), Hyundai и Toyota (по 7,7%), а также Skoda (7,1%), Nissan (5,6%) и Renault (5,3%).

Как вырастут расходы на содержание автомобиля?

Большая часть читателей Авто Mail.ru (60,3%) пока не ощутила влияния сложившейся ситуации на свой жизненный уклад и построенные на 2022 год планы. При этом многие ожидают существенного роста расходов семьи в этом году (64,9%).

Причем затраты на содержание и обслуживание личного автомобиля, по мнению 90% опрошенных, будут самыми большими, наравне с затратами на продукты питания. 22,9% респондентов ожидают, что за страховку машины, налоги, топливо и техобслуживание в этом году мы заплатим на 20−30% больше, чем в прошлом. В то же время 20,5% автовладельцев прогнозируют рост этой статьи расходов более чем на 50%.

Где обслуживать и ремонтировать машину?

На вопрос «Как, по вашему мнению, может измениться финансовое положение вас и вашей семьи в 2022 году?» половина ответила «скорее ухудшится» (50,3%) и четверть — «сильно ухудшится» (24,6%). Ради экономии на техобслуживании и ремонте почти треть опрошенных (27,6%) намерена воспользоваться услугами «независимых СТО», то есть неофициальных, специализированных сервисов.

Немногим меньше автовладельцев поедет к знакомому механику-частнику (22,9%). Почти столько же займется обслуживанием своего автомобиля самостоятельно (21,7%). К официальным дилерам на ТО или для ремонта отправится примерно каждый пятый опрошенный (21%). В то же время мало кто озадачился покупкой расходников заранее (12,2%), опасаясь их подорожания. Большая часть читателей Авто Mail.ru (72,7%) готова платить за техобслуживание и необходимые запчасти по мере визита в сервис, когда это потребуется и по ценам на тот момент.

Чем замещать расходники иностранных брендов?

Российские автовладельцы, использующие на своих машинах шины иностранных производителей, таких, как Continental (9,5%), Bridgestone (9%), Michelin (8,2%), Nokian (7,7%), Pirelli (7,7%), Yokohama (7,1%) и Hankook (6,5%), пока не знают, летние покрышки каких российских торговых марок они будут покупать при необходимости. Больше половины (53,9%) респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Среди остальных самым популярным ответом стал Cordiant (24,2%). Далее следуют: Viatti (16,2%), Kама (7,2%) и Amtel (4,3%).

Три самых популярных бренда моторных масел: Shell (15,4%), Mobil (10,8%) и Castrol (10,4%). В случае ухода иностранных производителей смазочных материалов с российского рынка большинство автовладельцев будут покупать продукцию Lukoil (32,5%), Genesis (10,6%) и G-Energy (9,5%). Во всяком случае, затруднившихся с ответом по поводу импортозамещения моторного масла оказалось меньше, чем по поводу запчастей (45,5%).

Меньше ездить и реже заправляться

Стоимость топлива — это значимая составляющая в расходах на автомобиль. Для многих водителей она может стать поводом для отказа от поездок или для сокращения их числа. В случае если самый доступный и потому наиболее популярный в России бензин Аи-92 вырастет в цене до 55−60 рублей за литр, от поездок на машине готовы отказаться 17,6% водителей, а до 60−65 рублей за литр — 16,7%. Но для большинства автовладельцев критическая цена за литр — 80 рублей. При достижении этого значения почти треть респондентов (30,8%) откажутся от поездок на своей машине.

Если литр бензина будет стоить 100 рублей, то 24,2% опрошенных автомобилистов пересядет на общественный транспорт, 20% начнут ходить пешком или оседлают велосипед, а 12,7% и вовсе продадут машину. В то же время 10,3% опрошенных заявили, что даже при такой цене продолжат пользоваться автомобилем как раньше. Сократят число или дальность поездок по личным делам 52,8% респондентов, а по рабочим — 30,2%.

Покупка новой или б/у машины в 2022 году

Что же касается планов по приобретению нового личного авто в текущем году, то их нет у 59,9% читателей Авто Mail.ru. А 23,6% хотели бы сменить авто, но финансовые возможности им этого не позволяют. Среди тех, кто не забросил идею смены машины в 2022 году, 44,2% опрошенных отдают предпочтение автомобилям со вторичного рынка и 37,5% — новеньким из автосалона. Оба варианта рассматривают чуть больше 18%.

Учитывая все сложности с покупкой новой или подержанной машины, абсолютное большинство автовладельцев (75,5%) в 2022 году не будут продавать имеющийся автомобиль. Те, кто все же решился (5,1%) или пока сомневается (19,4%), сделают это через сайты частных объявлений в интернете (77,2%). На продажу к официальным дилерам отвезут свое авто 9,3% опрошенных. Чуть меньше — 8,3% — найдут нового владельца машине среди родственников, друзей и знакомых. И лишь 5,1% — через перекупщиков.

Подпишитесь на нас