О том, что в Нижнем Новгороде помимо легких коммерческих «ГАЗелей», грузовых «ГАЗонов», а до недавнего времени легковушек и кроссоверов Skoda и Volkswagen также выпускают довольно редкие автомобили на базе тольяттинских моделей, Авто Mail.ru рассказывал еще год назад. Тогда моему коллеге удалось не только изучить «грузовички» на основе «Гранты» и дореформенного «Ларгуса», но и прокатиться за рулем небольшого фургона Niva Legend.
Этой весной нижегородское предприятие, выпускающее необычные машины под брендами «Промтех» и «Швабе-СпецАвто», вновь пригласило нас, чтобы познакомить с новинками на базе рестайлингового «Ларгуса» и рассказать о своих достижениях. Среди них, помимо выросших производственных мощностей и ассортимента моделей в результате 2-летних инвестиций в размере 250 млн рублей, выход на уровень локализации производства — 96%. А еще получение одобрения на увеличение грузоподъемности модифицированного «Ларгуса» на 200 кг. То есть до уровня грузовичка Hyundai Porter — до 1 тонны.
На что способны грузовые «Ларгусы»
Трудно поверить в то, что полноценный грузовой отсек, в котором человек выше среднего стоит в полный рост и куда помещается до 8 кубометров ящиков и коробок массой в сотни килограммов, может быть установлен на несущий кузов легковушки — родственника «Ларгуса» и «Сандеро». Тем не менее, это так. Обычные пассажирские универсалы Lada Largus со стандартной 106-сильной бензиновой «четверкой» 1.6 и механикой в Нижнем Новгороде мастерски превращают в грузовые.
![Производство Lada Largus Prima Производство Lada Largus Prima](https://resizer.mail.ru/p/23bc870d-897b-56a5-a131-63c68116567c/AQABORmXT5uhFCKSsI6WroGn1j4Q-ATqT1QGtk_9unWrMtgVa6zcmouzGgl1hpS-FpYEBB3sCM1hI8Mnu8xI-c-LGzw.jpg)
![Производство Lada Largus Prima Производство Lada Largus Prima](https://resizer.mail.ru/p/c29cc9ec-21e6-584f-9fe1-64ba7091ec75/AQABr5IyH243kmcHfO_liAfOKdpeP8JyRFc6xhyFyFCZjVGvE8MEoRRWs8kF1L10_GNPIN01M42QF7z3aBZRmOPRXEQ.jpg)
![Производство Lada Largus Prima Производство Lada Largus Prima](https://resizer.mail.ru/p/a42855bb-477f-5d3c-adb4-601ec65592c9/AQABYWNzytawZhSY6ehrxjZoLlDcOygfgZG6BFsU9qNV9ze7KGD32vrPeDePSqt_7BtybvyJ2UiA2LE_4YwPJmGd6Ps.jpg)
![Спецавтомобили Lada Спецавтомобили Lada](https://resizer.mail.ru/p/b1dc034f-8052-5b77-8679-976a1a76e300/AQABlJiv6ov09FK4i1Y16UtwcVe1h8V6zBjTHq15mQ8GLsZmKiME8evOPmMjBzxcPVT_a4ha20vle8p3Xm7RwHpLsMI.jpg)
![Спецавтомобили Lada Спецавтомобили Lada](https://resizer.mail.ru/p/ac776c1f-3773-58c2-8b54-fce99a8a9d4d/AQAByy-pclvFsi-WX_0gg9wobTQyQBjLisBQt7Ta9UVEpqNNfZ9J4x78LhxJveKzP7JyHCQyS6bfx4SCFpXgO7T1Jfc.jpg)
У автомобилей снимают задние двери и фонари, вынимают всю начинку пассажирского салона, которая частично или полностью используется в других проектах, срезают заднюю верхнюю часть кузова, а затем усиливают его. После чего устанавливают сваренные из алюминия и нержавейки, а также отделанные пластиком или закрытые тентом грузовые платформы. Их крепят силовыми элементами снизу на несущий кузов и к оставшейся части крыши, впоследствии закрыв всю эту «начинку» декоративными панелями и обтекателями, придающими машине завершенный вид.
Также подвеску всех грузовых «Ларгусов» усиливают двумя пневмобаллонами на задней оси. Давление в них можно увеличить или снизить прямо из салона. По умолчанию на задней стенке двухместной кабины, между креслами, выводится шланг для подключения насоса. За доплату там может быть установлен компрессор, панель с манометром и клавишами накачки, а также сброса давления. А еще прежде максимально достигнутую грузоподъемность модифицированной модели в 900 кг инженеры «Промтеха» увеличили до 1000 кг путем установки усиленных шин.
![Lada Largus Prima Lada Largus Prima](https://resizer.mail.ru/p/ff957fac-df68-5afb-a078-b3f76f129a33/AQAB3zftOjovAw1mJeg4B-Tg1ydwdMZZtiFRNbnVSQEatM8Nn_oectTzIo6cJVfj46ws-2qzurDtTjezLh_JaeYLgkY.jpg)
Хлебный фургон из «Ларгуса»
Одной из главных новинок 2022 года от «Промтеха», ради которой мы приехали в Нижний Новгород, стал «Ларгус» с надстройкой для доставки хлеба на торговые точки. Хлебовозка грузоподъемностью 900 кг построена по описанному выше алгоритму с той лишь разницей, что «будка» автомобиля разделена на три отдельные секции со створками по правой стороне. За каждой — направляющие для 27 стандартных лотков с хлебом, по три на каждом из 9 уровней. То есть суммарно Largus может перевозить за раз до 81 лотка.
Предложенная на экспресс-тест хлебовозка Lada Largus Prima в комплектации «Комфорт Лайт» оценивается в 2 150 000 рублей. Немалая в общем цена для универсала «Ларгус», который в самом дорогом исполнении по рекомендованному «АвтоВАЗом» прайсу обойдется в 1 406 900 рублей. Но в данном случае речь об автомобиле для бизнеса «под ключ», не требующем каких-либо доработок. К тому же в списке оснащения этой хлебовозки есть все необходимое: электростеклоподъемники, аудиоподготовка, подогрев сидений, иммобилайзер и регулируемая пневмоподвеска.
Внутри кабина хлебного фургона почти ничем не отличается от передней части салона обычного «Ларгуса». Разве что продольная регулировка сиденья ограничена перегородкой сзади, в которой за водителем сделано небольшое углубление. При росте «слегка за 170» можно устроиться за «баранкой» вполне вольготно, поиграв настройками регулировки кресла вкупе с наклоном спинки. К обзору назад через боковые зеркала нужно привыкнуть. Он частично перекрыт «будкой» за спиной, на несколько сантиметров выступающей за привычные габариты машины.
Едет хлебовозка в меру бодро и резво, напоминая динамикой лежащий в ее основе универсал. Замедляется и тормозит тоже похоже. Однако есть нюансы. Из-за высокого грузового отсека машина пугающе кренится в поворотах. Да и пустые поддоны для хлеба грохочут в кузове на кочках будь здоров. Впрочем, уменьшить наклоны в поворотах можно подкачкой пневмобаллонов. Но с давлением в них важно не переборщить, дабы не превратить хлебный фургон в зубодробительный и козлящий на кочках грузовик.
![IMG_9069.JPG IMG_9069.JPG](https://resizer.mail.ru/p/32eb02c7-bb9b-532a-94ab-8cc58333dbc2/AQABHWaCTjAz2l7psGC395tYuTLdWQnLomI1wDYmySs7cqQidm4Q82lCLUeb4aJ0v4BBLPIyGKgrxUtNau94C11zhPY.jpg)
![IMG_9052.JPG IMG_9052.JPG](https://resizer.mail.ru/p/0e6b7103-c984-52f1-b950-a68f1c8a3de4/AQABNG6doQq5fX9aw18rnJu0Sna14sLkQZxHMdpdjzMLYG-Mr6PGHXXJM8cc_9x5BZdu39yGq9pzezjBz6iIuNE3JRY.jpg)
![IMG_9059.JPG IMG_9059.JPG](https://resizer.mail.ru/p/e904c96e-8826-50bd-b91b-b14af617693d/AQABoKiKLBy0I1d1SUZCHNffGYBt5c1Y2gnMAYZM6MypAsvOStODSw4VI1GUt36R6xQczYg-HwuZRzoOD1xVSqxT_fs.jpg)
![IMG_9076.JPG IMG_9076.JPG](https://resizer.mail.ru/p/53fcb7c2-b4e3-5434-b530-6e85ad8a9b8b/AQABK_QiekqHGFtQb1Hzi6GNdCK4Beu4_sFkGc_X8k54JSvYjSPIB1l2w41UGWMyvR-Yw4E5kvBGaGi2FChEVQELOHg.jpg)
![IMG_9078.JPG IMG_9078.JPG](https://resizer.mail.ru/p/78b080d4-69a0-5ce7-8298-38edca79ac0e/AQABCYU5xMH-Xm0_F7PwELT7EDeyupG76kKg1Hfhd7VvECQUG9CVGmi5uhorJuaadL-rP4vkzZE5SytdDocHeqdHqBs.jpg)
Для сравнения мы немного прокатились на паре других недавних новинок «Промтеха» — тентовом фургоне Lada Largus Prima в версии «Комфорт» за 1 987 000 рублей и бортовом грузовичке в исполнении «Комфорт Лайт» за 1 790 000 рублей. Первый ощущается легче хлебовозки, меньше кренится в поворотах и лучше управляется. Однако и без поддонов за спиной громыхает и лязгает сочленениями «будки» даже сильнее. Пикап едет жестче фургонов, но в динамике, управляемости и отсутствии кренов кажется ближе всех к легковушке. Только специфический обзор назад никуда не делся.
Как делают необычные «Ларгусы»
Экспресс-тесту трех грузовых «Лад» на парковке перед стадионом Нижнего Новгорода предшествовала экскурсия по компактно размещенным на площадях завода производственным цехам. На предприятии выпускаются машины под двумя брендами — «Промтех» и совместным с медицинским холдингом Швабе (входит в состав «Ростеха») — «Швабе-СпецАвто». Первый производит коммерческие авто, а второй — машины скорой помощи, школьные автобусы и прочие «социальные» автомобили.
Непосредственно на предприятии изготавливают практически все, от автомобильных сидений и подъемников для инвалидных колясок до надстроек и сварных «будок» из алюминиевого профиля, тем самым минимизируя влияние санкций на выпуск продукции. Закупая извне только российское сырье и стекла, а также краску из Поднебесной и китайские светодиоды для собираемых тут же спецсигналов, завод достиг уровня самообеспечения 96%.
![Производство «Промтех» в Нижнем Новгороде Производство «Промтех» в Нижнем Новгороде](https://resizer.mail.ru/p/261024ad-33dd-5501-a919-eddc1835d32d/AQAB0yLZgLzogm7d0bhafOj9DX_d8iqTbN-JjKdGz_sp7wAVgVTtoY7D6Uuca2RvE-lvIooS7fdvQKoMBhKkBYk437w.jpg)
![Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде](https://resizer.mail.ru/p/834e0dc8-86aa-58a1-9911-80386377a9f6/AQABdhxZ-qE7UTWZM4RE81S1iU23WjvcTS8gj0eJq8evX3sEKuwaC3FrlKvjLmyzrF50ih0Hxah_SlGlWjTLxb4rJHQ.jpg)
![Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде](https://resizer.mail.ru/p/5b7d6e2c-52f1-550a-bad5-5dd98d37ad99/AQABm2e2EEYZHbSB2-bKftv8x_6NXym4L2BuU-mOuox7sbcpHuNZkdaGmgtJK2A0uJVxU1JQMCFj2CC3o1OmRMejtnU.jpg)
![Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде](https://resizer.mail.ru/p/7ec48e77-77db-578e-b00b-e7e3ae6deac4/AQABZJ1p8cvIpplYVtucZK-Ra6QqqXdeCO6E4-7GRU5BB49TQ6Fpk_xd4O7WTP-O4WvNNfzowv1U5aGE8a9E5hh57Y4.jpg)
![Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде Завод «Промтех» в Нижнем Новгороде](https://resizer.mail.ru/p/7bfe9f09-6043-50bf-ac00-c79641835aee/AQABVZRb6WVkU6knfLMkPG9Q_LSS_KXxoRYgsqOabl9JDqEdZ7OZtxz84XIoIHnLCpk-BqvYfgq8rkxhoFaXx3UTcNg.jpg)
Производство продукции размещено на двух этажах зданий на сравнительно небольшой территории. Сверху изготавливаются компоненты, узлы и детали, свариваются каркасы «будок», которые затем на грузовых лифтах спускаются вниз — для сборки машин. Трудящиеся на предприятии 320 человек в месяц могут выпускать в 2 смены до 500 автомобилей. Сейчас они собирают порядка 250−300 машин. В 2021 году «Промтех» построил около 3000 необычных «Лад».
Как будет развиваться ситуация в этом году при нынешнем рынке, еще предстоит узнать. Особенно с учетом возможного выпадения «Ларгуса» из модельной линейки АвтоВАЗа на фоне ухода Renault из России. Но пока машины и заказы есть — работа ведется. На стоянке перед заводом выстроились ряды готовых к отправке клиентам машин. А в случае чего у «Промтеха» еще есть резервы и идеи. Можно выпускать «Нивы» с надстройками или вернуться к тому, с чего начинали — «Грантам». Да и УАЗы со счетов никто не сбрасывает.
![Lada Largus Prima Lada Largus Prima](https://resizer.mail.ru/p/5cd0ecbf-d754-5054-8017-31c299eb1655/AQABNo0VY_pqvJL_vPV61NSZaArmOVohI0RQu991ncV8TKkeUv4UercMyMzavLo-Crr5R7ksHN48x_hTM_ultKItIOs.jpg)
![Спецавтомобили Lada Спецавтомобили Lada](https://resizer.mail.ru/p/e21f69fb-0a34-5eb9-8ce2-cd758e350b27/AQAB-zFBdmel_CzRH6BZt_vN4q-8MgSbyS2_8Rh9Vi9hglsFwPrdeks3kC5L2DraGnrwFTGVBaf3JZCxoJ1xedlsatA.jpg)
![Спецавтомобили Lada Спецавтомобили Lada](https://resizer.mail.ru/p/e9058c67-c10c-58c0-92f9-20e8057e5d80/AQABgLJZ4YHvlt-J_w5unBvlbvPi7CQ61_iuelQAjItOEAcfkJ0kWXbAAoXx11zYfinQMv1U206XkZVJPLgvLTUwaFM.jpg)
![Спецавтомобили Lada Спецавтомобили Lada](https://resizer.mail.ru/p/dbe99ab2-8a89-565b-8c54-43f2c031e8ce/AQABMC5IkFBLS6fKlsgc1qw4TyfZ7K4K8M6IHBM7pbqLPRqVIqbJjqLbki0_Iabba1seKNLNoUerjeuJ9JNIMqCCx4k.jpg)
![Спецавтомобили Lada Спецавтомобили Lada](https://resizer.mail.ru/p/2b642647-7246-54bd-b0ed-6fdaa823ec77/AQABfmmOjNuskoyx5NUYIfN571eRiQQaBYuzqq_9Y03yoCvVAHhC2k_s82e6PX3zEPzXv9Tlgon7Co2f2ZXuUUY65Uk.jpg)