Алкоголь за рулем: как избежать неочевидных рисков?

ГИБДД научат охотиться за пьяными водителями. Как это будет работать и кому стоит опасаться?

Научный центр безопасности дорожного движения, входящий в структуру МВД, выложил на своем сайте издание, посвященное выявлению признаков опьянения у водителей транспортных средств. В доступной форме в книжке перечислены все возможные виды опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое), их природа и характерные признаки, а также методы выявления водителей, злоупотребляющих запрещенными для вождения веществами.

Это не карманный справочник инспектора ДПС (слишком велик объем и специфично содержание), а скорее учебное пособие для вузов, в которых обучают и повышают квалификацию сотрудников Госавтоинспекции. Пригодится оно и штабным подразделениям, где планируют профилактические мероприятия, в том числе по выявлению пьяных водителей. Давайте заглянем на «кухню» ГИБДД. Не ради праздного интереса, а для того, чтобы не попасться на дороге.

Каждый четвертый погибший на российских дорогах на совести пьяных водителей

Начать стоит с того, что пьяный водитель — это объективно одна из самых серьезных опасностей на дороге. В прошлом году водители с признаками опьянения стали участниками без малого 16 тысяч ДТП, унесших жизни почти 4 тысяч человек. Это четверть всех погибших на российских дорогах за год!

На западе Москвы автомобиль упал в реку Сетунь
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Тяжесть последствий таких ДТП (вычисляется как количество погибших на 100 пострадавших в ДТП этого вида) в 2 раза выше среднего значения: 15,7 против 8,1.

Чаще всего аварии с пьяными водителями происходят с мая по октябрь с пиком в августе. Самые рискованные в этом смысле дни недели — суббота и воскресенье.

Хотя опасен и «подготовительно-заключительный» период, то есть пятница и понедельник. Ну и, конечно же, самые тревожные с точки зрения ДТП с нетрезвыми водителями — это праздничные дни. Шанс оказаться на пути пьяного водителя выше с 17 до 0 часов, когда происходит больше всего таких аварий, а также с полуночи до 6 часов утра, когда максимально их долевое значение. Две трети таких аварий совершаются в населенных пунктах, главным образом, городского типа. Цифры разрушают стереотип, что пьют у нас преимущественно в деревнях. А вот доля погибших на селе заметно выше, чем в городах. Чаще всего происшествия с пьяницами происходят на региональных, межмуниципальных и местных дорогах, там же больше всего погибших.

На каких автомобилях чаще всего попадаются пьяные?

Каков собирательный образ водителя, попадающего в ДТП будучи подшофе? Статистика утверждает, что это мужчина в возрасте от 30 до 39 лет со средним или средним специальным образованием. Любопытно, что в прошлом году водители, имеющие ученые степени (кандидатов и докторов наук), вообще не были замечены в пьяных авариях. К слову, обратная зависимость вероятности стать виновником инцидента от уровня образования имеет место и в других видах нарушений ПДД.

Как правило, в происшествия попадают нетрезвые водители, уже имевшие проблемы с дорожными законами, в том числе лишавшиеся права управления. Из тех, кто числится в списке лишенных прав в настоящее время, но все равно сел за руль и попал в ДТП, более половины были в состоянии опьянения.

Несколько слов о том, на чем ездят выпивохи. В 83% случаев на легковых машинах, в 13% — на мотоциклах. По большей части это потрепанная временем и дорогами техника в возрасте от 10 до 30 лет. В основном (более четверти случаев) это «Лады», но выделяются также из общей массы недорогие «корейцы», а также «Рено», «Фольксваген» и «Ниссан». В то же время среди владельцев авто той или иной марки пальма первенства среди совершивших ДТП в состоянии опьянения принадлежит «Ауди», следом идут УАЗ, «Лада», а дружно замыкают тройку «японцы» — Toyota, Subaru и Honda.

Для «продувки» водителя нужны весомые основания. Их всего пять

Эта информация ляжет в основу для планирования времени и места проведения целевых операций по выявлению пьяных водителей сотрудниками ГИБДД. Увидеть в общем потоке управляющих машиной в состоянии опьянения можно по набору характерных признаков. Среди них резкое либо, наоборот, медленное маневрирование, невключенные в темноте фары, отклонение от скорости потока как в большую, так и в меньшую сторону, ну и прочие достаточно очевидные вещи, выдающие не вполне адекватного человека.

Алкоголь
Источник: Pixabay

Остановив такого водителя, инспектор должен обнаружить характерные признаки опьянения. Они перечислены в утвержденных российским Правительством правилах освидетельствования на состояние опьянения (постановление от 26 августа 2008 года № 475):

  • Запах алкоголя изо рта;
  • Неустойчивость позы;
  • Нарушение речи;
  • Резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • Поведение, не соответствующее обстановке.

Хотя бы одного из них достаточно для того, чтобы отстранить водителя от управления транспортным средством (об этом составляется протокол) и предложить провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Такое освидетельствование проводит сам сотрудник с помощью сертифицированного и поверенного алкотестера, в который надо будет подуть. Копии документов на прибор лицу, подлежащему освидетельствованию, обязаны предъявить по первому требованию. Оригиналы хранятся в подразделении ГИБДД.

Если прибор покажет содержание алкоголя более 0,16 миллиграмм на литр выдыхаемого воздуха, этого достаточно, чтобы направить все материалы с актом освидетельствования в суд для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности по статье 12.8 КоАП РФ.

Напомним, в этом случае водителю грозит лишение права управления транспортным средством на полтора — два года и штраф в размере 30 тысяч рублей.

Майские праздники — «чемпионы» по пьяным авариям

Впрочем, водитель вправе не согласиться с результатами освидетельствования, проведенного инспектором ДПС, равно как и отказаться от этой процедуры в принципе. Ответственности это не повлечет. Зато инспектор получает право направить водителя теперь уже на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Контент недоступен

Как следует из названия, основное его отличие от первой процедуры заключается в участии профильного врача-нарколога, а также более масштабной цели — констатировать не только алкогольное, но и любое другое опьянение. А вот тут уже отказ приравнивается к «чистосердечному признанию» в управлении транспортным средством в состоянии опьянения и влечет ровно ту же ответственность.

Алексей Лучников