Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России и столичный центр наркологии создали пособие для полицейских по выявлению нетрезвых водителей. Документ подробно объясняет, как обнаруживать машины с пьяным за рулем в потоке, на каких марках авто они чаще всего передвигаются и почему рейды обязательно проводить, например, в День шахтера или пограничника. Госавтоинспекции также рекомендовано пристально следить за ростом безработицы в отдельных регионах, поскольку это, как правило, приводит к увеличению пьяных за рулем. Опрошенные «Ъ» эксперты документ поддержали, отметив, впрочем, что большая часть инспекторов ДПС 100-страничное пособие самостоятельно вряд ли освоят.
«Учебно-практическое пособие» по выявлению водителей в состоянии опьянения подготовлено сотрудниками НЦ БДД и Московского научно-практического центра наркологии. А его рецензентом выступил главный внештатный нарколог Минздрава Евгений Брюн. Пособие, сказано в предисловии, предназначено для использования в рамках профессиональной служебной подготовки сотрудников Госавтоинспекции.
В пример приводятся 1 января, 2 и 9 мая, 23 февраля и 8 марта. Дополнительный контроль необходим и во время профессиональных праздников, в частности Дня шахтера (28 августа) и Дня пограничника (28 мая), а также местных праздников, «обусловленных национальными, культурными и социальными особенностями региона».
Ученые призывают следить и за уровнем безработицы в отдельных районах — ее рост, как правило, приводит к увеличению числа пьяных водителей. «Почти половина (47%) водителей с признаками опьянения, участвующих в ДТП, официально не работали», — указывают авторы.
Выявлять пьяных предлагается для начала «на глазок» — по манере вождения. Среди характерных черт (выявлены опросом сотрудников ДПС) такие:
- «виляние» в пределах полосы,
- движение без ближнего света,
- езда «с сильно заниженной скоростью»,
- «замедленная реакция на сигналы светофора»,
- резкое изменение стиля вождения при виде наряда ДПС.
Особо отмечается, что 28% аварий с водителями, имеющими признаки опьянения, совершается на автомобилях ВАЗ, 11% —Toyota, 6% — Hyundai. Ученые аккуратно предполагают, что это позволяет отнести таких автомобилистов к «определенным социальным группам». Пьяные байкеры чаще всего провоцируют ДТП за рулем ИЖ (43,1% ДТП), «Уралов» (30%) и Yamaha (14,1%).
В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе 25% всех «пьяных» ДТП совершаются гражданами, принимавшими наркотики, отмечают авторы пособия. Сужение зрачков с вялой реакцией на освещение и выраженная сонливость могут означать употребление наркотиков опиоидной группы (героина, морфина
У потребителей кокаина и его производных могут наблюдаться выраженный подъем настроения, повышенная говорливость и желание спорить, а также кожные расчесы, вызванные ощущением ползания по телу насекомых. После употребления синтетических катинонов (солей) могут появляться спазмы жевательной мускулатуры, приводящие к ограничению речи и скрежету зубов. В результате вдыхания летучих растворителей (лака, клея, пятновыводителей
Большая часть описанных в пособии вещей сотрудникам ГИБДД известна, говорит капитан полиции в отставке, бывший сотрудник ГИБДД, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. «90% инспекторов читать более 100 страниц не будут, — уверен он.— Нужны более короткие и емкие памятки для личного состава, возможно, видеоинструкции».
Нужна методичка и по поводу взаимодействия с гражданами, считает господин Ильинов: «Они готовы и хотят сообщать о фактах пьяного вождения, но либо не могут дозвониться в дежурную часть, либо хотели бы передавать информацию анонимно в телеграм или VK-канал».
«Даже студенты-медики, изучая трехнедельный курс психиатрии и наркологии, с трудом запоминают клинические признаки наркотического и алкогольного опьянения, — отмечает эксперт.— Сотрудникам ГИБДД, не имеющим медицинского образования, осмыслить все это самостоятельно будет еще сложнее».
«Потребность в подобных изданиях у рядовых сотрудников, безусловно, есть, но написаны они должны быть максимально адаптировано», — добавляет президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Эксперт считает, ГИБДД стоило бы выпускать отдельные пособия по разбору типичных процессуальных ошибок инспекторов, из-за совершения которых многие пьяные водители потом умудряются в суде возвращать права и снова садиться за руль.
Иван Буранов