Выставка «Царский выезд»: автомобили дореволюционной России

Праворульный «Руссо-Балт», De Dion-Bouton, Studebaker и другие редчайшие экземпляры вы можете увидеть в Музее ГОН и в нашем подробном обзоре
Светлана Парфенова
Контент недоступен

Музей ГОН (Гаража Особого Назначения) снова удивил. Один из его залов периодически принимает временные выставки, и каждый раз одна интереснее другой. Например, здесь были «Автомобили Нуччо Бертоне», коллекция ретро-автомобилей «Семнадцать мгновений зимы», а сейчас открыта экспозиция «Царский выезд».

Выставка «Царский выезд»
Источник: Авто Mail

Встречает посетителей Hispano-Suiza 12/15 НР. Эта модель выпускалась в 1907—1914 годах. Hispano-Suiza (название переводится как «испано-швейцарская») стала родоначальником автомобильной роскоши и элегантности и всегда выпускала только модели высшего класса. В России Hispano-Suiza не была особо известна вплоть до 1912 года, когда одна из машин приняла участие в автопробеге на Императорский приз и завоевала 1-й индивидуальный приз от Императорского российского автомобильного общества. Впервые в России «Испано-Сюизы» были зарегистрированы Санкт-Петербурге в 1913 году.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Обладая мощностью 15 л.с. Hispano-Suiza 12/15 НР развивала максимальную скорость 60 км/ч.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Это Berliet 50 НР Limousine 1906 года выпуска. Мощность 40 л.с., максимальная скорость 65 км/ч. Модельный ряд французской автомобильной марки был большим: несколько типов легковых автомобилей, грузовики, автобусы и специализированная техника. В 1911—1912 годах для хозяйственных нужд Собственного Его Императорского Величества гаража было закуплено четыре грузовика Berliet. Первым российским представителем марки стал московский торговый дом «Георгий Жемличка и К», а в Санкт-Петербурге автомобилями Berliet торговало товарищество «Политехник».

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Renault AX: Мощность 12 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Модель выпускалась в 1908—1914 годах.

Известная всем сейчас корпорация Renault была основана 25 февраля 1899 года как Société Renault Frères, но в России продукция предприятия появилась лишь спустя несколько лет. К 1910 году в столице насчитывались 44 машины марки Renault.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Перед вами «Руссо-Балт» Тип К 12/20 НР. Мощность 20 л.с., максимальная скорость 65 км/ч.

Автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода начал свою деятельность в 1909 году, когда был собран первый «Руссо-Балт». Автомобиль разработал швейцарский инженер Жюльен Поттера, специально приглашенный для этой цели в Ригу. Поттера придумал две модели: большой Тип С и маленький Тип К.

На радиаторе автомобиля писали полное имя марки — «Русско-Балтийский», но иногда и сокращенный вариант «Русско-Балт». Написание Russo-Baltique использовалось совсем редко. Единственный сохранившийся легковой «Русско-Балтийский» — тип К 12/20, выпущенный в 1911 году. Сейчас он главный экспонат автомобильной коллекции Политехнического музея. Кстати, Политехническому музею принадлежат и некоторые экспонаты, представленные на выставке «Мечта Москвича», о которой мы недавно рассказывали.

Паровой автомобиль Gardner-Serpollet Type D с заводским № 140 — один из самых редких и ценных экспонатов на выставке «Царский выезд». Предположительно 1901 года выпуска, он сохранился в первозданном виде. Автомобиль тщательно отмыли, но реставрировать не стали, сохранив в том виде, в котором он и был найден.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Studebaker EMF 30 впечатляет. Название автомобиля объединяет имена двух старейших американских автомобильных компаний: Studebaker и EMF (Everit-Metzger-Flanders). Модель выпускалась в 1909—1912 годах, обладала мощностью 30 л.с., а максимальная скорость составляла 60 км/ч.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

В России «Студебекер» появились в 1913 году, а в 1914 году представители марки работали уже в одиннадцати российских городах.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Это Benz 8/20 НР Sports Wagen. Такой автомобиль выпускался в 1912—1918 годах, оснащался двигателем мощностью 20 л.с. и разгонялся до 60 км/ч. Кроме версии с кузовом родстер, представленной на выставке, компания выпускала также фаэтон и ландоле.

Автомобили Benz стали пионерами в России. В 1894 году в Москве появился «самодвижущийся экипаж» Benz Velo, а в 1895-м великий князь Дмитрий Константинович приобрел Benz Phaeton, ставший первым автомобилем в Санкт-Петербурге.

Rolls-Royce 40/50 HP (1907−1926), мощность 50 л.с., максимальная скорость 100 км/ч. Эта легендарная машина заслужила широкую известность за свою прочность и надежность, тишину и мягкую плавность хода.

В России фирма Rolls-Royce была впервые представлена в 1913 году на выставке в Михайловском манеже, там были показаны три автомобиля. Журнал «Автомобилист» так отзывался о марке в репортаже с выставки: «Автомобили “Роллс-Ройс” справедливо признаны лучшими как в смысле конструкции, так и в смысле качества материала и сборки». Rolls-Royce заказывали себе представители русской аристократии и высшего общества, промышленники и финансисты, а также Собственный Его Императорского Величества гараж.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

De Dion-Bouton Type G Vis-a-vis. Модель выпускалась в 1898—1902 годах, обладала мощностью 4,5 л.с. и развивала скорость в 40 км/ч. Легкие коляски De Dion-Bouton, где пассажиры сидели напротив друг друга, стали самыми массовыми на рубеже веков: было выпущено почти три тысячи экземпляров. В дореволюционной России эту марку называли «Дион-Бутон», и в самом начале ХХ века она являлась самой распространенной в Санкт- Петербурге.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

В царской России главным автомобилистом был Николай II. Основанный в 1907 году Собственный Его Императорского Величества гараж со временем стал самым большим среди гаражей европейских монархов, но ни один из царских автомобилей не сохранился. Да и вообще от того времени осталось немногое: несколько уцелевших автомобилей, случайные детали и аксессуары, фотографии. На выставке «Царский выезд» все эти артефакты собраны вместе.

Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
Выставка «Царский выезд»
6фотографий

Здесь даже представлен мотоцикл Indian Model J Big Twin 1915 года выпуска. Мотоциклы этой фирмы продавались и в России, а в 1913 году на Indian был установлен всероссийский рекорд скорости — более 100 верст в час.

Выставка «Царский выезд»
Источник: Авто Mail

Выставка «Царский выезд» будет открыта до 17 апреля.