Существует несколько видов трансмиссий. Помимо классических гидромеханических «автоматов», способных проработать около 250 тысяч километров пробега, есть преселективные роботизированные трансмиссии, а также вариаторы. Принято считать, что последние обладают недостаточной надежностью. Так ли это на самом деле и как продлить их срок службы?
Как работает вариатор?
Бесступенчатая трансмиссия стала применяться на разных видах техники и в первую очередь на снегоходах еще в 70-е годы прошлого века. Они требовали частых вмешательств и были недолговечными, что до сих пор оказывает влияние на отношение к подобным устройствам.
Однако на автомобилях они стали применяться только после изобретения прочного цепного металлического ремня, который мог работать при высоких нагрузках в течение многих лет.
Вариатор (CVT — continuously variable transmission) работает за счет изменения передаточного отношения посредством перемещения шкивов. В результате изменение происходит плавно, без рывков и резких ускорений, как это бывает с обычными гидромеханическими автоматами.
У вариатора нет фиксированных первой, второй, шестой и прочих передач, как нет и привычных планетарных рядов. Поэтому по поведению эта трансмиссия в корне отличается от всех других, что и настораживает покупателей. Ускорение машины происходит равномерно, причем нередко при наборе скорости обороты мотора не растут, а замирают на одном уровне или даже снижаются.
Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные... Первый тип — самый распространённый. Интересно, что для смазки цепи применяется особая жидкость, которая меняет своё фазовое состояние под сильным давлением, возникающим в месте контакта со шкивом. Благодаря этому цепь может передавать значительное усилие, практически не проскальзывая, несмотря на очень маленькую площадь контакта.
Распространенные поломки
Регистрируется три распространенных «болезни» бесступенчатой трансмиссии. Во-первых, это повреждение подшипников конусов. Сопровождается такая неисправность гулом, и появиться она может даже при небольшом пробеге. Причин разрушения подшипников несколько. Самая частая — загрязнение поверхности продуктами износа. Иногда забиваются сразу 2 масляных фильтра и засоряется магнит для удержания крупных частиц.
Во-вторых, инородные частицы попадают в редукционный клапан регулировки давления масла и вызывают его подвисание, отчего давление рабочей жидкости становится нестабильным. В итоге циркуляция масла нарушается, ремень еще больше трет поверхность, выработка усиливается. Давление в системе начинает скакать и ремень вариатора проскальзывает, вызывая трение и повышение температуры.
Третья распространенная неисправность — это перегрев. При росте температуры масла сигнал от датчика поступает на электронный блок, после чего коробка переключается в аварийный режим.
Как увеличить срок службы?
Если эксплуатировать вариатор правильно, то он прослужит почти столько же, сколько гидромеханический «автомат». Ресурс коробки приближается к 150−180 тыс. км. Однако правильно ездят на вариаторе далеко не все. Достаточно несколько раз неудачно побуксовать в грязи или в снегу, чтобы вызвать поверхностные повреждения шкивов.
В России с ее долгими зимами вариатор требует особого отношения. К примеру, в морозы вариатор нельзя эксплуатировать без полного прогрева. При холодной смазывающей жидкости ремень пробивает защитную пленку и царапает поверхность конуса.
Такие места становятся концентраторами напряжений, и при росте нагрузки выработка увеличивается. Поэтому в непрогретом состоянии трансмиссия фактически переходит в аварийный режим, устанавливает шкивы напрямую и ездит так до достижения рабочей температуры. Потребление топлива растет, а экономичность вариатора зимой резко падает.
Задиры приводят к выкрашиванию металла и образования микростружки, которая загрязняет масло. Часто такие процессы в коробке у неаккуратных водителей возникают после пробега 60 000 км.
Поэтому эксплуатировать вариатор необходимо бережно, тщательно прогревать зимой, не залезать на машине в грязь и стараться не нагружать транспортное средство резкими разгонами и торможениями. Однако российские автомобилисты не все любят спокойный ритм езды.
Владимир Гаврилов