5 легендарных автомобилей, появившихся в тяжелые времена

Для того чтобы стать культовой, модели не нужны передовые технологии, крутейший дизайн и невероятное оснащение. Порой этого звания удостаивают простые, практичные, а главное — доступные машины.
Сергей Удачин
Редактор Авто Mail

Глобальные экономические и политические кризисы происходят в мире не впервые. И в это время возможностей на рынке, в том числе на автомобильном, появляются новые продукты и товары.

В силу актуальных на тот момент качеств и характеристик они могут стать невероятно популярными и даже культовыми. Так родились на свет несколько легендарных автомобилей, которые сегодня высоко ценятся у коллекционеров.

Citroen 2CV (1948)

Citroen 2CV

Когда в середине тридцатых годов прошлого столетия компания Citroen оказалась на грани банкротства из-за неподъемных затрат на разработку и маркетинг перспективной модели Traction Avant, ей понадобился новый успешный автомобиль, чтобы поправить свои дела и вернуться в строй. Им стал маленький, дешевый и неприхотливый Citroen 2CV или Deux chevaux (в переводе с французского — две лошадиные силы), представленный широкой публике на автосалоне в Париже в 1948 году.

1.jpeg

Неказистый с виду автомобиль, прозванный за глаза «гадким утенком» и «зонтиком на колесах» разрабатывался для массового рынка еще до начала Второй мировой войны, но из-за нее дебют был отложен почти на 10 лет. 2CV должен был заинтересовать фермеров и крестьян, которым предстояло возить на нем урожай и свою продукцию по разбитым сельским дорогам.

Citroen 2CV

Автомобиль позволял проехать по вспаханному полю, не разбив куриные яйца, сложенные в корзину на заднем сиденье. Машина стала бестселлером, который выпускался до 1990 года и разошелся по миру тиражом 8 756 688 единиц.

Citroen 2CV

Несмотря на простоту и доступность, эта маломощная «консервная банка» на колесах стала экстрактом передовых решений того времени. Citroen 2CV был переднеприводным с независимой подвеской всех колес на продольных рычагах и со складным брезентовым верхом.

Citroen 2CV

У него полностью гидравлические тормоза и легкосъемные двери на петлях, а также быстро демонтируемые сиденья. А еще немаловажно, что 2CV (или «Де шво»), способный перевезти пару человек и мешок картошки, стоил в послевоенной Франции чуть ли не вдвое дешевле немецкого «Жука».

Iso Isetta (1953)

Как и популярный «француз» Citroen 2CV, похожий на пузырь маленький двухместный автомобильчик Isetta появился на свет в тяжелое послевоенное время, когда люди нуждались в доступном, простом и надежном транспортном средстве.

Он был разработан итальянской компанией Iso SpA, в те годы производившей холодильники, мотороллеры и компактные трехколесные грузовички. Владелец фирмы, инженер Ренцо Ривольта, решил построить легковой автомобильчик для широких масс, оснащенный мотоциклетным двигателем.

Машинка в форме яйца с пузырчатыми окнами под названием Isetta (переводится как «маленький Iso») произвела фурор на автосалоне в Турине в 1953 году. У нее была всего одна дверь в передней части, которая откидывалась в сторону вместе с рулевой колонкой для доступа на двухместное сиденье, за которым располагалась большая грузовая полка для разной поклажи и запаска.

В случае аварии водитель и пассажир должны были покинуть салон через брезентовый верх. Отопитель был опцией, а климат в машине регулировался за счет треугольных форточек и открывающейся крыши. Моторчик мощностью менее 10 сил был состыкован с 4-ступенчатой механикой и мог разгонять пузырь на колесах длиной всего 2,3 м до максимальных 75 км/ч.

Увлеченный идеей постройки собственного спорткара Ривольта охотно продавал лицензию на выпуск «Изетты» другим компаниям. Так, ее сборку наладили в Бельгии, Франции, Испании, Аргентине и Бразилии.

А оставшуюся у разбитого корыта после Второй мировой войны фирму BMW, которая в 1954 году приобрела у Iso не только права на машинку-пузырь, но и все оборудование для ее выпуска, этот проект и вовсе вытащил с того света. Усовершенствованная и ставшая мощнее с логотипом BMW Isetta за все время производства разошлась по миру тиражом почти 162 тысячи машин.

Fiat 500 (1957)

Fiat 500 (1957)
Источник: Fiat

Этот крошечный хэтчбек, дебютировавший в 1957 году и названный в честь популярной модели Fiat 500 Topolino из середины тридцатых, был создан в ответ на запросы послевоенного рынка, нуждающегося в доступных и экономичных машинах. Новинка с расположенным сзади двигателем по образу и подобию немецкого «Жука», а также старшего Fiat 600 задумывалась как дешевый и практичный автомобиль для города.

Fiat 500 (1957)
Источник: Fiat

Несмотря на крошечные размеры, Fiat 500 довольно быстро стал популярным в Европе. Двухдверка с откидывающимся назад брезентовым верхом изначально оснащалась 13-сильным двухцилиндровым моторчиком объемом 0,5 л. Позже появилась версия Sport с более мощным вариантом того же двигателя, выдавашим 22 силы.

Fiat 500 (1957)
Источник: Fiat

А в 1960 году дебютировал вариант с практичным кузовом универсал — Fiat 500 Giardiniera. Его двигатель также находился сзади, но был скрыт под полом багажника. Впоследствии модель многократно модернизировалась и у нее появлялись новые версии, включая мощные и быстрые от автогонщика и автомобильного дизайнера Карло Абарта. До 1975 года было произведено почти 3,9 миллиона разных модификаций «пятисотого» этого поколения.

Mini (1959)

Считается, что толчком для разработки культового британского ситикара Mini стал Суэцкий кризис 1956 года. Тогда из-за нехватки топлива, которое отпускали по карточкам, резко упали продажи больших автомобилей с прожорливыми двигателями. А несуразные немецкие мотоколяски BMW Isetta пользовались успехом даже в Великобритании, где импортные модели были большой редкостью. В Италии в то время уже был свой антикризисный бестселлер — Fiat 500.

Босса крупнейшего британского автопроизводителя British Motor Corporation эти зарубежные малявки так раздражали, что он решил избавиться от них, создав конкурента — настоящий миниатюрный автомобиль. Тогда же были озвучены требования — длина кузова до 3 м, ширина и высота до 1,2 м.

Длина салона должна была составлять до 1,8 м, чтобы вмещать четверых взрослых и багаж, а двигатель из соображений экономии следовало выбрать из уже существовавших. Автором культового Mini стал британский инженер греческого происхождения Алекс Иссигонис.

Mini получил уникальную компоновку при которой 80% объема приходилось на салон и лишь 20% на моторный отсек. Для этого рядную «четверку» с водяным охлаждением разместили под капотом поперек, а под ней — коробку передач, объединенную с масляным картером.

Масса машины снижена благодаря переднему приводу и 10-дюймовым колесам. Как и Fiat 500, популярный Mini со временем оброс версиями и модификациями с кузовами универсал, пикап и даже багги. Увидел свет и спортивный Cooper. Первый Mini выпускался в семи поколения вплоть до 2000 года. За это время по всему миру было продано почти 5,4 миллиона таких машинок.

ЗАЗ 965 (1960)

ЗАЗ-965

По окончании Второй мировой войны перед автомобильной промышленностью СССР также как и перед восстанавливающими народное хозяйство европейскими странами остро стоял вопрос о выпуске компактного, простого в обслуживании и экономичного автомобиля для 2−4 человек.

ЗАЗ-965
Источник: ЗАЗ

Его разработку поручили инженерам Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК). Там с оглядкой на конструкцию успешного в Старом Свете маленького Fiat 600 сделали свой автомобиль.

ЗАЗ-965

Его кузовные панели соединялись по тому же принципу, что у итальянской малолитражки. У нового советского автомобиля впервые были одинаковые по форме и размеру передние и задние стекла, а также передняя торсионная подвеска, как у «Фольксвагена». Малый вес и внушительный дорожный просвет добавили машине проходимости.

ЗАЗ-965

Привод был задним, и 23-сильный мотор необычной конфигурации — V4 воздушного охлаждения объемом 0,75 л — также располагался сзади. Производство знаменитого «горбатого» наладили на заводе «Коммунар» в Запорожье, который на это перепрофилировали с выпуска сельхозтехники.

ЗАЗ-965

Двигатели на малолитражку поставляли с Мелитопольского моторного завода. Народный советский автомобиль мог разгоняться до 80 км/ч, оснащался 30-литровым топливным баком и в экономичном режиме (на скорости 40 км/ч) должен был потреблять порядка 5,5 л/100 км.

ЗАЗ-965

Несмотря на то, что для покупки такого «Запорожца» предстояло отстоять несколько лет в очереди, стоил он вполне разумных денег — 1800 послереформенных рублей или порядка 20 средних зарплат советского гражданина. По легенде, стоимость самого доступного нового автомобиля в стране определяли как цену 1000 бутылок водки.