Сложившаяся сейчас на автомобильном рынке в России ситуация может еще не раз измениться, однако общий вектор ее развития примерно понятен. Новые автомобили дорожают, и чем дальше, тем большим становятся дефицитом. Следом подтягивается и вторичка, за которой не отстает рынок автозапчастей и расходных материалов.
Авто Mail.ru спросил у игроков рынка и автоэкспертов, как под нынешние условия будут подстраиваться автосервисы и техцентры. Насколько могут измениться цены на ремонт и техобслуживание автомобилей?
Уже не те, что прежде
Ремонт и техобслуживание автомобилей уже подорожали, и это, скорее всего, еще не предел. «Цены на ремонт и ТО состоят из двух частей — это запасные части и стоимость работ, — рассказал директор международной сети автосервисов FIT Service Данил Соловьев. — Поскольку большая часть запчастей являются импортными, то цены на них растут пропорционально росту курсов валют. Причем переоценка сейчас идет каждый день, потому что любая компания, привозящая запчасти из-за рубежа, вынуждена расплачиваться с поставщиками по актуальному курсу».
По словам эксперта, стоимость услуг растет, потому что в нее входит оплата труда, которая, само собой, тоже не стоит на месте. Есть и другие составляющие — стоимость оборудования, инструмента, амортизация, множество расходных материалов, вплоть до бумаги и канцелярских товаров, которые тоже выросли в цене.
«Если посмотреть именно на сегодня, потому что завтра уже картина будет другая, стоимость запасных частей выросла в среднем на 60−70%, а стоимость работ — на 20%, — пояснил Соловьев. — И это не конец. Сейчас рост цен на услуги по большей части сдерживается автосервисами, чтобы клиент не был шокирован таким резким скачком. Хотя затраты уже опережают рост стоимости услуг. Если брать реальную картину, то стоимость работ должна была вырасти на 33−35%, а не на 20%».
«Официалы» дорожают сильнее
«Цены на запчасти увеличились на 100%, а по некоторым брендам — до 200%. Например, для Volvo, — поделился с Авто Mail.ru основатель и руководитель сервиса для авторазборщиков СТОК ПРО Артем Потехин. — По прогнозам стоимость запчастей будет расти и дальше, особенно в ближайшие несколько месяцев пока не опустеют склады. Новые запчасти придут неизвестно когда и неизвестно по какой цене. Эта неопределенность будет заложена в новых ценах».
«Рост стоимости обслуживания уже составил от 15 до 50% в зависимости от уровня сервиса. У официальных дилеров — до 50%, у остальных — чем проще — тем меньше прибавка, — рассказал эксперт. — Обслуживание будет продолжать расти, потому что сейчас ажиотажный спрос на ТО, просто из-за нагрузки. Затем возможен спад из-за того, что по новым ценам ТО будут делать все реже, и нагрузки на СТО не будет».
По словам руководителя сервиса СТОК ПРО, рост стоимости нормо-часа обусловлен обвалом рубля. Например, у одного из дилеров «Мерседес» сейчас он стоит 8000 рублей, а был — 5500 рублей. «Но даже при такой цене количество автомобилей на ТО втрое-вчетверо больше обычного», — подытожил автоэксперт.
Две-три цены
«С уходом с российского рынка многих автопроизводителей, цены на автомобили выросли в пределах 17−20%, по данным исследований Росстата, и для большинства людей стала недоступна покупка новых моделей», — рассказал соучредитель ГК A
«Теперь автовладельцы придерживаются позиции “сохраним то, что имеем”, увеличивая эксплуатацию транспортного средства еще на минимум 2−4 года, — пояснил эксперт. — А это значит, что все большему слою населения потребуется чаще проводить основательный техосмотр или ремонт, вследствие чего повысится спрос. Такая рыночная ситуация гарантированно повлечет за собой увеличение предложения и стоимости услуг по техническому обслуживанию в два-три раза».
Растет и будет расти
«Себестоимость нормо-часа вырастет существенно, а значит, и стоимость для клиента пойдет вверх, — поделился с Авто Mail.ru эксперт в области авторемонта Олег Ивахнов. — Инструмент и оборудование на 90% импортные в валютных ценах, следовательно уже стоят вдвое дороже. Высокая инфляция повлечет за собой повышение тарифов для сотрудников, а это весомая часть себестоимости услуг». По словам эксперта, в перспективе полугода цены на работы в автосервисах могут вырасти в 1,5 раза. Крупные игроки рынка уже в начале марта объявили о внеплановом росте стоимости нормо-часа, при том, что многие уже повышали ее в декабре-феврале.
«Помимо колоссального роста цен на запчасти, особенно оригинальных европейских брендов, также возросла стоимость материалов, инструмента и оборудования. Поэтому даже автосервисы, которые на сегодняшний день держат прежние цены за работы, вскоре будут поднимать их, — уверен Николай Баранов из клубного автосервиса “Детали”. — Стоимость обслуживания автомобилей возросла и будет расти».