Часто при эксплуатации автомобиля мы планово тратимся на различные запчасти. Этого требуют технические регламенты производителей. В соответствии с ними часть деталей необходимо менять после года эксплуатации, а другие — через 3−5 лет.
Но бывают ситуации, когда произвести ремонт строго по техническому плану невозможно. Автомобилистам приходится ждать поставок. Как долго можно откладывать замену деталей, ресурс которых закончился?
Воздушный фильтр
Срок эксплуатации воздушного фильтра будет во многом зависеть от чистоты воздуха в городе, где используется машина. В отдельных случаях действительно приходится часто менять фильтр, особенно в условиях загрязненных мегаполисов.
Но вот в сельской местности или в относительно чистых городах воздушный фильтр может прослужить намного дольше.
Насколько сильно выработан его ресурс, можно сказать только при визуальном осмотре. Для этого необходимо вытащить фильтр из-под капота и внимательно осмотреть.
Как правило, внутри кожуха находится много грязи и пыли, которую потребуется удалить пылесосом. Затем фильтр можно выбить и вытряхнуть, словно старый коврик. Правда, действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить его соты.
После очистки фильтр сможет проработать еще несколько месяцев. Однако тянуть с заменой не стоит. Мелкие частички пыли, застрявшие внутри ячеек фильтра, сильно ограничивают воздушный поток, и мотор не может получать необходимое количество воздуха для работы на высоких оборотах.
Такая же ситуация складывается и с внутрисалонным фильтром, который очищает воздух, поступающий в кабину. Обычно он находится под бардачком внутри торпедо. Его необходимо извлечь и вытрясти.
Ремень и ролики
Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) — это одна из главных деталей двигателя. Его долговечность зависит от состояния многих технических систем, в том числе роликов, натяжителей и вала насоса.
Если они при работе издают посторонние шумы, лязгание и скрежет, то причиной тому могут быть разбитые подшипники. Чем сильнее шум, тем опаснее ситуация. Какой-нибудь из поврежденных роликов может заклинить — и тогда не избежать обрыва ремня.
В результате сгибаются стержни клапанов, а также разрушаются направляющие втулки. В редких случаях шатун ломается и бьется о стенки цилиндров, где возникают задиры. Поэтому важно следить за состоянием ремня.
На отечественных Lada он ходит примерно 60−75 тыс. км. На иномарках привод служит 90 тыс. км. На автомобилях, которые выпускают Volkswagen и Skoda, ремень может ходить 120 тыс. км и более.
Если не удается заменить его в соответствии с требованиями планового ТО, то нужно провести тщательный осмотр ремня. Если водитель ездил аккуратно, без активных разгонов, ролики работают тихо, зубья ремня не сточены и на поверхности нет трещин, то можно поездить еще годик. Правда, раскручивать мотор до красной зоны уже не стоит.
Свечи зажигания
Средний срок службы свечей зажигания составляет 30 тыс. км. Однако хорошие свечи могут проработать вдвое дольше.
Между тем тянуть с заменой не стоит. Увеличивающийся искровой зазор вызывает рост пробивного напряжения. Это перегружает изоляцию вторичной обмотки катушки и может привести к пробою.
В итоге свеча перестает работать, в цилиндре начинаются пропуски зажигания, из-за чего двигатель «троит» и трясется. Долго так ездить нельзя из-за опасности выхода из строя каталитического нейтрализатора.
Выработка от грязи и пыли
Если взять в руки старую щетку и приглядеться к ее резиновой кромке, то можно увидеть надрывы и канавки. Мелкие частицы пыли и песок попадают между стеклом и щеткой, и через полтора года резиновая кромка перестает работать. В итоге требуется замена.
Между тем облегающие автомобильные щетки на пружинящем основании недешевые. Стоимость комплекта для современных автомобилей до повышения цен составляла около 3 тысяч рублей, тратиться на них часто не хочется.
Благо есть несколько народных способов восстановления их функциональности. Для начала резинки щеток необходимо обезжирить и размягчить. Для этого можно смазать резиновую кромку бензином или несильным растворителем. Также подходит уайт-спирит.
Затем щетки тщательно промываются водой и высушиваются. После этого их рабочая поверхность затачивается.
В магазинах можно купить специальную точилку для щеток. С ее помощью резиновая кромка стачивается и вновь приобретает способность плотно прилегать к стеклу. Стоит она от 200 до 1500 ₽.
Текущие уплотнители и сальник валов
После зимы необходимо внимательно осмотреть автомобиль. В моторном отсеке и под ним не должно быть масляных подтеков. Только в этом случае многие детали работают значительно дольше предписанного срока.
Если есть масляные запотевания в районе шкива коленчатого вала, то необходимо срочно поменять прокладки. Детали эти дешевые, и на рынке много неоригинальных китайских аналогов.
Если повременить с заменой и продолжать ездить с текущими сальниками, то может выйти из строя привод ГРМ. Масло неизбежно попадет на ремень, из-за чего снизятся сцепные свойства зубьев.
Ремень начнет проскальзывать и сползать. Кроме того, при контакте с маслом резина разлагается, размягчается и трескается.
Если же помпа течет и пропускает антифриз, то вскоре могут выйти из строя подшипники ее вала. Тогда есть риск заклинивания насоса и обрыва ремня ГРМ.