Не все автомобилисты сразу ремонтируют очаги ржавчины на кузове. Они ждут, когда несколько небольших точек превратятся в хорошо заметные повреждения, чтобы затем починить кузовную деталь целиком.
Отчасти такому решению способствует практика сервисных центров, которые всегда красят большие площади кузова взамен точечных ремонтов. Им так выгоднее. В итоге ржавчина берет свое и съедает большие площади металла. А можно ли починить мелкие сколы самому и как это делается?
Какая коррозия бывает?
Коррозия — это результат окисления металла под воздействием воздуха, воды и статического электричества. Коррозия появляется там, где повреждено лакокрасочное покрытие и, соответственно, воздух контактирует с железом. В особой зоне риска находятся части кузова, которые имеют непосредственный контакт с агрессивными средами.
Это колесные арки, передняя кромка капота, стойки крыши, пороги, которые чаще всего подвергаются дорожному пескострую, воздействию соли и химических реагентов. Сильно страдают скрытые полости кузова, в которых скапливается вода и грязь.
Коррозия бывает точечная, очаговая, а также структурная, которая затрагивает несущие слои металла в деталях. Очаговая ржавчина проявляется в виде пятен, покрывающих небольшие площади поверхности на несколько микрометров в глубину. Начинается она в виде точечных повреждений, которые затем увеличиваются вширь. Они легко чинятся даже через несколько месяцев после возникновения, так как не проникают внутрь металла.
Между тем автомобилистам нужно относиться к мелким пятнам настороженно, так как они могут быстро переродиться в опасную межкристаллитную коррозию, которая распространяется под поверхностным слоем металла по границам зерен кристаллизации. В результате микроскопические связи зерен металла нарушаются, окисление распространяется вглубь материала, вследствие чего механические свойства его ухудшаются.
Развитию подобной коррозии способствуют силовые динамические нагрузки. В итоге появляются сквозные отверстия в деталях, которые заделать практически невозможно. Поэтому лучше обезопасить автомобиль и не ждать, пока ржавчина начнет уничтожать металл. Кузовной ремонт требует квалификации и сноровки, но если альтернативы ему нет, то попробовать можно. Главное — иметь сухой и теплый гараж, где можно оставить автомобиль для высыхания краски.
Как защитить металл
Пораженный участок зачищается, грунтуется, шпаклюется и, наконец, окрашивается. Для этих процедур понадобится наждачная бумага разной градации, шуруповерт или шлифовальная машинка с круговой насадкой, которые заметно сэкономят время на обработку поверхности, а также преобразователь ржавчины, растворитель для обезжиривания, грунтовка, двухкомпонентная шпаклевка с отвердителем, краска, подобранная под цвет кузова по индивидуальному номеру, и бесцветный лак.
Процесс ремонта растянут во времени и может занимать несколько дней. Сначала нужно убрать лакокрасочное покрытие вокруг повреждения вместе с коррозией до чистого металла. После этого зачищенное проблемное место нужно обезжирить и обработать автохимией.
Для обработки подойдет кислотный грунт, который способствует антикоррозийной стойкости металла. После высыхания кислотный грунт нужно будет перекрыть вторым слоем обычного акрилового грунта. Если этого не сделать, то в течение месяца краска потрескается и слезет, а со временем на этом же месте опять начнет развиваться коррозия.
Если кузов имеет механические повреждения, то для выравнивания детали используется шпаклевка. На сильно поврежденные места ее нужно укладывать тонкими слоями по несколько раз, так она будет прочнее и не растрескается со временем. После того как вся шпаклевка высохнет, кузов еще раз обрабатывается наждачной бумагой. Сначала — с зернистостью 240, затем — 320. В этом случае необходимо добиться ровной поверхности без выпуклостей.
После грунтования в три слоя наносится базовый слой краски.
Как красить?
Небольшие участки можно подкрасить из баллончиков. Краска в них находится под давлением и хорошо ложится на поверхность. Подбирать цветовую гамму нужно в соответствии с маркировкой. Специалисты в магазинах автохимии должны помочь со смешиванием краски по каталогам производителей. Колеровка осуществляется с применением специального оборудования.
Все остальные участки кузова, которые не подлежат окрашиванию, покрываются защитной пленкой и малярным скотчем. Открытым оставляется лишь маленький фрагмент. При окрашивании от автомобилиста требуется сноровка, чтобы не получить подтеки. Баллончик с краской держится перпендикулярно окрашиваемой поверхности и на расстоянии около 30 см. Порой попадаются баллоны с плохим качеством, поэтому перед нанесением необходимо протестировать его на другой поверхности.
Краска наносится в несколько этапов, чтобы каждый слой успел высохнуть. В противном случае он вздуется. Когда краска полностью просохнет, восстановленный участок нужно помыть и хорошо высушить.
Владимир Гаврилов