Таких цен на китайские машины мы еще не видели! Стартовая комплектация Exeed VX Luxury по прайс-листу стоит 3 299 900 рублей, а флагманский Exeed VX President – еще на 300 тысяч дороже. И это уже не просто вывод модели на рынок, а заявление: китайцы вторгаются в сегмент больших кроссоверов, а покупателям придется подумать, отдавать ли за него такие деньги. И тест-драйв Exeed VX показал, что решиться на покупку пока все еще непросто.
Что еще за Exeed?
Не пугайтесь, это не просто очередная неизвестная новая китайская марка, а «люксовое» отделение компании Chery. В прошлом году на российский рынок уже вышел кроссовер TXL под брендом Cheryexeed, но сейчас от приставки Chery отказались, чтобы не смущать покупателей.
TXL, кстати, за 11 месяцев 2021-го разошелся тиражом свыше 3 тысяч машин, так что на дорогах они попадаются. Ни разу не встречали? Да наверняка хоть раз видели, но многие владельцы этих кроссоверов стыдливо убирают буквы Cheryexeed с кузова, поэтому распознать его нелегко. Сейчас от «Эксида» не избавиться – это слово выдавлено на хромированной накладке на переднем крыле.
Да и чего стесняться? Выглядит Exeed VX действительно неплохо! Ладные пропорции, лаконичные детали, спокойные линии кузова и никаких аляповатых и кричащих элементов-украшательств. Единственное, что смущает, – в огромных колесных арках теряются даже 20-дюймовые диски. Можно было смело ставить более высокопрофильные шины, уместные для кроссовера.
А уж внутри Exeed VX удивит даже взыскательную публику. Белая кожа с ромбовидной прострочкой, «хрустальная» вставка на стильном рычаге управления автоматом, красивый блок климат-контроля, напоминающий о последних моделях Jaguar и Land Rover (это партнеры Chery по производству в Китае, так что никакого плагиата). Перед водителем – два дисплея, визуально объединенные в единую панель. Mercedes-Benz, правда, от этой концепции уже уходит. Но выглядит все «дорого-богато».
Работает мультимедийный комплекс, надо признать, тоже без традиционных китайских странностей, а разрешению камер кругового обзора позавидуют и некоторые «корейцы-японцы». И здорово, что оставили обычную круглую рукоятку управления громкостью музыки, хоть и задвинули ее к центральному подлокотнику.
Машины нам достались предсерийные, поэтому без чудачеств не обошлось – у нас были перепутаны местами показания среднего расхода топлива и средней скорости, а заодно и меню климат-контроля для передних и задних пассажиров (да-да, у второго ряда тоже есть свой блок). Но это все уже исправляется последней версией прошивки.
Тест-драйв Exeed VX в горах – сдюжит ли техника?
Exeed VX создан по классическому китайскому рецепту – купили ингредиенты проверенных брендов с мировым именем и пригласили известного шеф-повара, чтобы он приготовил из них что-то вкусное. Двухлитровый турбомотор Acteco (для России его дефорсировали до 249 л.с.) дорабатывала австрийская фирма AVL, семиступенчатый робот с двумя сцеплениями поставляет Getrag, элементы трансмиссии – Borg Warner, а платформу M3X разрабатывали совместно с немцами из Benteler. В качестве шефа выступил бывший инженер Jaguar Land Rover Питер Маткин. Что ж, попробуем на вкус!
Динамика пресновата – коробка немного медлит при старте с места, так что вместо обещанных 8,5 секунды до сотни Exeed VX демонстрирует 9 с небольшим, но вряд ли кто-то собирается гонять на пятиметровом семиместном кроссовере. Однако робот нужно все время держать в тонусе, перейдя в спортрежим, иначе он не спешит переходить на пониженные для резких ускорений и обгонов.
Но почему не доложили плавность хода? Exeed VX пересчитывает каждую трещину, а на заплатках и люках содрогается всем кузовом. Может, это настройка для быстрой езды по горным серпантинам? Нет – крены велики, а при превышении скорости входа в поворот VX просто соскальзывает передней осью. Позовите официанта!
Приехав на очередную точку, удивляюсь радости коллег – мол, классное шасси. Прозвучало это настолько убедительно, что мы решили поменяться с ними машинами. И… вот здесь рецепт соблюдали точно! Ни намека на раскачку, уверенное прохождение любых неровностей – даже жесткие «лежачие полицейские» и быстрая езда по грунтовкам не приводит к ударам. А на виражах Exeed VX лихо подыгрывает задней осью.
Слабо себе представляю многодетного отца, который решит укрепить вестибулярный аппарат всей семье, но такой VX способен зажечь огонь даже в душах любителей «погонять». К сожалению, зажечь он может не только его, но и собственные тормоза – колодкам явно не хватает термостойкости. А тормозные диски посинели от перегрева на всех машинах после серпантина. Впрочем, на обычных дорогах таких проблем уже не было, но для эксплуатации в горных регионах лучше подобрать более эффективные накладки.
Идея тестировать разные «Эксиды» прижилась – у третьей машины оказалась очень странная настройка силового агрегата: VX с такой задержкой реагировал на действия педалью газа, что попросту невозможно было быстро тронуться. А следующий VX оказался еще более жестким, чем «наш» первый. Товарищ Маткин, надо бы разобраться с кухней, а то оттуда выходят сыроватые блюда!
Но на бездорожье все «Эксиды» оказались достаточно хороши. Клиренса в 200 мм хватает, чтобы пробираться по косогорам и камням, хотя большая колесная база (2 900 мм) и длинные свесы ограничивают геометрическую проходимость. Интересно настроена электроника – с отключенной противобуксовочной системой Exeed VX «гребет» всеми четырьмя колесами и уверенно взбирается в гору по скользкой глине. А с диагональным вывешиванием справляется не столь эффективно – система явно бережет роботизированную коробку, не давая расти оборотам коленвала.
Если и дальше истязать Exeed VX внедорожными упражнениями, то он станет переднеприводным – отключится муфта подключения задних колес. Впрочем, если дать машине минутную передышку, то все заработает снова. И, конечно, вряд ли с этим столкнутся реальные владельцы «Эксидов» – они попросту не полезут в такие дебри.
В дальней дороге Exeed VX радует хорошими креслами, в которых не устает спина. И в машине действительно комфортно на высоких скоростях, свист ветра почти не проникает в салон, да и от шин шума немного. Правда, организаторы пошли на хитрость и наклеили дополнительные шумоизолирующие маты, но едва ли это могло поменять общую картину. Лучше бы они настроили фары – ближний свет у VX яркий, но светит оптика буквально «под нос».
Так стоит ли Exeed VX своих денег?
Стартовая комплектация Exeed VX Luxury очень богатая! Полный привод, семиместный салон, полностью светодиодная оптика, кожаная отделка сидений, 19-дюймовые колеса, панорамная крыша, аудиосистема Sony, электропривод водительского кресла, цифровая приборная панель, бесключевой доступ, трехзонный климат-контроль, обогрев лобового стекла (полной поверхности!), руля, задних сидений. А передние еще и вентилируются. И все это – за 3,3 миллиона рублей.
Флагманское исполнение President отличается 20-дюймовыми колесами с шинами Continental и набором электронных ассистентов водителя: адаптивным круиз-контролем, мониторингом мертвых зон, системами удержания в полосе и предотвращения столкновений. Едва ли это стоит дополнительных 300 тысяч.
Если посмотреть в прайс-листы конкурентов – а это Volkswagen Teramont, Toyota Highlander и Mazda CX-9 – то предложение Exeed действительно выглядит убедительно. Тем более, на VX явно не будет такой дилерской накрутки, как на машины популярных брендов. Снизу Exeed подпирают Kia Sorento и Skoda Kodiaq, но формально в бренде Exeed не считают их своими соперниками. Дополнительно завлекают гарантией 7 лет или 200 000 км пробега. Так что шансы у «Эксида» есть. Осталось только убедиться, что в «товарных» машинах уже нет такого разброса по характеристикам.