Холодная экономия. Уменьшит ли расход топлива переход на АИ-98?

В сильные холода автомобили начинают испытывать проблемы с экономичностью

Из-за долгих прогреваний двигателя и трансмиссии и частых поездок с повышенными оборотами сжигается большое количество дорогостоящего бензина. Некоторые автомобилисты вспоминают дедушкины рассказы и стараются использовать в такое время бензины с более высоким октановым числом. К примеру, вместо допущенного производителями АИ-92 они льют в бак более дорогие АИ-95 или АИ-98. Есть ли в этом смысл?

Старое ядовитое топливо

В советские годы на рынке присутствовал высокооктановый бензин, у которого в качестве антидетонационных присадок использовался тетраэтилсвинец, который при сгорании действительно выделял больше энергии и немного увеличивал крутящий момент мотора. В морозы двигатель действительно лучше запускался и быстрее прогревался, так как присадки этилированного АИ-93 обладали теплотворной способностью. Однако главным недостатком старого бензина была его токсичность. В итоге от вредных для здоровья присадок отказались, и все производители перешли на более чистые добавки на основе спиртов и эфиров. Если заглянуть в лючок бензобака, то на тыльной стороне крышки можно увидеть надпись: «только не для этилированного бензина».

В последующие годы требования еще ужесточились, и после 2016 года у нас разрешено продавать только топливо Класса 5 и 6.

Для повышения октанового числа в нем применяют кислородосодержащие компоненты метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ). Кислородсодержащие добавки обеспечивают детонационную стойкость топливовоздушной смеси, то есть ее способность сопротивляться преждевременному взрыву в камерах сгорания.

Однако эти кислородосодержащие эфиры не обладают теплотворной способностью и лишь отвечают за правильное сгорание топлива при заранее высчитанном давлении.

Другими словами, неэтилированный бензин с более высоким октановым числом теперь не дает заметно большей энергии при сгорании, а лишь оберегает мотор от вредных детонаций.

Тем самым разница в динамике у 98-го бензина по сравнению с АИ-95 неощутима. Изменения крутящего момента колеблются в районе 3% за счет лучшего сгорания смеси по сравнению с бензином АИ-95 класса Евро 4.

Поэтому расход у разных сортов топлива в теории должен быть одинаковым. В теории попытка залить вместо рекомендованного производителем АИ-95 более дорогой АИ-98 или АИ-100 не должны привести к росту экономичности и к снижению расхода. Однако небольшая разница все-таки прослеживается.

Дешевый бензин лучше?

В высокооктановых бензинах больше эфиросодержащих присадок и спиртов. При низких температурах они плохо испаряются и воспламеняются немного хуже. Поэтому зимой при холодном старте иногда возникают пропуски зажигания. Это бывает в первые секунды, но во избежание таких проблем водители пробуют заливать в бак топливо с наименьшим из разрешенных октановых чисел.

К примеру, если автопроизводитель разрешает ездить на АИ-92, но и на АИ-95 или АИ-98, то в морозы можно отдавать предпочтение АИ-92, а летом переходить на дорогое топливо. Бензин АИ-92 на морозе не сильно подвержен детонациям, однако испаряется чуточку лучше. А значит, с ним холодный запуск улучшается. В морозы машина заведется быстрее, а в первые минуты прогрева и движения с небольшой нагрузкой потребление чуть-чуть снизится по сравнению с АИ-98. Однако при дальнейшей езде на экономичность автомобиля будет влиять множество факторов, которые перечеркнут преимущества АИ-92.

То же самое касается и старых атмосферных агрегатов со степенью сжатия меньше 10, которые конструктивно рассчитывались на АИ-92. Переход на «девяносто восьмой» не вызывает у них ощутимого прироста в экономичности, хотя такая смена горючего и не возбраняется инструкцией по эксплуатации.

В общем, эксперименты с топливом не приведут к удовлетворительному результату. Лучше всего ездить на том сорте бензина, который использовался и летом. Главное не перепутать летний бензин и зимний.

Зимний и летний

Дело в том, что существуют зимние или летние сорта топлива, которые различаются по давлению насыщенных паров. Летние сорта плохо испаряются в морозы ниже −10 градусов, из-за чего и возникают проблемы с холодным запуском и с работой мотора. Поэтому всем нефтеперерабатывающим заводам в России предписано в октябре переходить с летних сортов бензина на зимние, которые рассчитаны на хорошую испаряемость в морозы.

В «зимнем» бензине увеличена доля легких фракций, из-за чего понижается температура выкипания, и топливо хорошо испаряется даже при −40. Поэтому зимой лучше не пользоваться старыми летними запасами топлива, которые пролежали в канистрах несколько месяцев. Кроме того, при выборе бензина в межсезонье необходимо уточнять на АЗС, какое топливо они продают, летнее или зимнее?

У зимних сортов в морозы экономичность выше.

Контент недоступен