Зимние шины

Стоит ли покупать б/у шины и как это правильно сделать?

Шины с пробегом сегодня очень востребованы на рынке. Так, сейчас на Авито зарегистрировано более 890 000  объявлений о продаже зимних покрышек. Рассказываем, стоит ли рассматривать такой вариант и как избежать подводных камней

Почему популярны именно зимние шины?

Эксперты Авито проанализировали динамику спроса на зимние шины и выяснили, что на неделе с 25 по 31 октября покупательский интерес к сезонной резине в стране достиг пиковых значений.

Так, 26 октября пользователи интересовались покупкой зимних шин на Авито в 2 раза активнее, чем 26 сентября 2021 года, и в 7 раз активнее, чем 27 августа 2021 года.

В прошлом году пик спроса на зимние шины наступил раньше и пришелся на 22 октября. Наиболее популярный тип зимних шин в России, по данным Авито, — шипованные. Однако в некоторых городах страны, наоборот, выше спрос на нешипованную зимнюю резину.

Если посмотреть на структуру предложения, то мы увидим, что в объявлениях как раз преобладают предложения о продаже зимних шин. Тому есть несколько причин.

Во-первых, при правильном использовании летние шины изнашиваются значительно быстрее из-за больших пробегов, особенностей конструкции и эксплуатации.

Специалисты считают, что летняя резина в среднем «живет» 2−3 сезона, в то время как зимняя может «ходить» 5 и более. За 5 лет может многое произойти — например, владелец комплекта может продать автомобиль, переехать за город, где более актуальна шипованная резина или наоборот — подобрать себе менее шумный комплект. В любом из этих случаев еще вполне пригодный комплект оказывается на вторичном рынке.

Во-вторых, часто играет роль психология покупателя.

К качествам летних шин предъявляют повышенные требования только «пилоты», исповедующие «активный» стиль вождения (а таких, с учетом повсеместного распространения камер видеофиксации, с каждым годом становится все меньше). Основная масса водителей способна весь летний сезон проездить, даже близко не подходя к пределу сцепления шин с дорогой, поэтому летняя «обувка» для обычного автомобиля вполне может быть из бюджетного сегмента.

Зимой же картина резко меняется: в ситуации, когда от «цепкости» шины будет зависеть безопасность дорожного движения, может оказаться и вчера получивший права новичок, и профессионал. Значит, логичнее «обуваться» в продукцию лидеров мировой шинной промышленности. Однако новые передовые шины стоят дорого и не всегда «по зубам» среднестатистическому автолюбителю. И тут на помощь приходит вторичный рынок.

Наконец, значительную роль играет поставка зимних колес с небольшим пробегом из Европы, где вопрос сезонности стоит еще более остро, чем у нас. Часто там комплект шипованных покрышек покупается для какой-нибудь разовой вылазки в Альпы, и после пары таких отпусков поступает обратно в магазин.

Шины
Источник: depositphotos.com

Безопасно ли покупать б/у шины?

Однозначно стоит рассматривать покупку бывших в употреблении шин только в очень хорошем состоянии. Тут необходимо учитывать несколько нюансов.

1

Требования ПДД к состоянию зимних шин

В соответствии с правилами дорожного движения, минимальная остаточная глубина протектора зимних шин при использовании на снежно-ледовом покрытии должна составлять не менее 4 мм.Проблема в том, что даже резина с глубиной протектора 5 мм не будет выглядеть «лысой», хотя ее фактический износ уже приближается к 90%! Поэтому при выборе шины советуем не полагаться на измерения «на глазок», тем более, что проверить глубину протектора легко обычной металлической линейкой или штангенциркулем.

2

Возраст шины

Шина может быть вообще с нулевым износом, но при этом ездить на ней будет небезопасно. Виной тому — слишком большой возраст шины. Посмотреть, когда была выпущена покрышка, можно, расшифровав специальную маркировку на боковине колеса. Если шина произведена после 2000 года, то на нее нанесен DOT-код: две пары чисел, первая указывает на номер недели в году, когда произведена покрышка, а вторая — на год выпуска. Вряд ли вы столкнетесь с более старыми шинами, но на всякий случай расскажем и о предыдущей маркировке: в ней было три цифры — две указывали на неделю выпуска, а в третьей закодирован год.

3

Условия хранения

Если все время, прошедшее с дня производства, шина лежала на открытом солнце, то, скорее всего, ее нельзя использовать. К сожалению, покупатель (а часто — и продавец) б/у резины не может проконтролировать условия хранения на протяжении всего срока. Правда, проверить, пострадала ли шина от плохих складских условий, достаточно просто.

Самым опасным следствием неправильного хранения является потеря эластичности шины, в первую очередь в области протектора. Если с летними шинами все несколько сложнее, то зимние проверяются элементарно — надавите на «шашки» или ламели протектора большим пальцем и попробуйте с усилием сдвинуть их в сторону. Они должны без проблем отгибаться на достаточно большой угол, при этом не должно наблюдаться трещин или отслоения резины. Если шина при таком тесте начинает крошиться — от покупки однозначно надо отказываться. Косвенным признаком «лежалости» резины может быть серый цвет шины, но это не очень надежный тест: бывают составы резины, сероватые «от рождения», кроме того, существует специальная процедура «чернения» шин, позволяющая скрыть изменение цвета.

Также важно, чтобы шины не были «приплюснутыми», «овальными», «квадратными» и т. д. Это можно оценить только визуально.

4

Реальное состояние конкретной шины

Самое неприятное в покупке б/у резины в том, что некоторые грыжи видно только на накачанном колесе, поэтому идеальный вариант — совершать сделку на шиномонтаже и оплачивать покупку только после того, как вам соберут и отбалансируют все колеса. К сожалению, далеко не все продавцы готовы обеспечить покупателю такую возможность.

Поэтому нужно тщательно осмотреть каждую покрышку из комплекта, как с внешней, так и с внутренней стороны. Один-два прокола в зоне протектора (особенно, если они заделаны нормальными заплатками, а не «грибками»), как правило, не таят в себе ничего страшного. А вот если ремонтировалась боковина колеса, имеются отслоения нижнего герметизирующего слоя или характерные следы езды на спущенном колесе — от такой покупки лучше отказаться. То же самое можно сказать о неравномерном износе протектора: скорее всего он приведет к неустранимому биению колеса, даже если балансировочный станок покажет «нули».

5

Состояние ошиповки

Самый важный для сохранности шипов фактор — это то, как водитель проехал первые 300−500 км на новых шинах. Если процедура «прикатки» была выполнена в соответствии с рекомендациями производителя шины, то «гвозди» еще долго не выпадут из своих посадочных мест, а если относительно свежая по износу протектора шина уже потеряла половину шипов — значит, выпадение продолжится и дальше.

Также важно, чтобы шипы сохранили свою первоначальную форму (при взгляде со стороны протектора — круг правильной формы с четким твердосплавным сердечником посередине), а посадочные места вокруг шипа не имели характерных трещин. Закругленные шипы говорят о том, что на шине много и активно ездили по сухому теплому асфальту, а трещины на «гнездах» — о почтенном возрасте шины.

Сколько стоят зимние шины в России в этом сезоне

На Авито продаются как новые, так и подержанные шины. По данным сервиса, средняя цена комплекта подержанных зимних покрышек в стране в период с 27 сентября по 26 октября 2021 года составила 5 500 рублей — на 10% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Нешипованные зимние шины с пробегом подорожали по сравнению с прошлым годом на 20%, и теперь средняя стоимость комплекта, по данным Авито, составляет 6 000 рублей.

Авито — отличный выбор!

Как видите, покупать б/у зимние шины можно, главное — найти устраивающий вас по цене и качеству вариант. Впрочем, в проверке качества подержанных зимних шин нет ничего особенно сложного — важно помнить обо всех нюансах и держать глаза открытыми, а на встречу с продавцом приезжать с линейкой. Даже при дистанционной покупке можно попросить сделать все вышеописанные тесты по видеосвязи, и если продавец отказывается — поискать шины в другом месте.

Кроме неплохого способа сэкономить, подержанная шина может стать самой настоящей палочкой-выручалочкой, если вышла из строя одна шина из комплекта, а остальные три еще «очень даже ничего».

Некоторые «продвинутые» автомобилисты рекомендуют покупать комплект сразу не из четырех, а из пяти колес, и в случае безвозвратной гибели одной покрышки сразу продавать комплект и покупать новый, но такая стратегия видится нам слишком затратной. Проще найти покрышку такой же модели и примерно одинакового года выпуска, и заменить ею вышедшего из строя «бойца». Скорее всего, из 890 000 объявлений при помощи удобного поиска по размерностям и ценовым диапазонам получится найти даже редкую модель резины.