Прошедшей весной мы уже протестировали сразу две новинки российского рынка в сегменте С – лифтбэк Skoda Octavia и седан Hyundai Elantra. И даже успели сравнить их между собой, констатировав, что Elantra значительно приблизилась к «Октавии», а в управляемости и живости характера даже ее превосходит. Но есть и еще один крупный игрок в этом классе, и тоже из Кореи – это Kia Cerato. Полгода назад Cerato обновили, осенью машина добралась до нас, и это – хороший повод, чтобы узнать, как она выступит на фоне лидера.
Европейская сдержанность против азиатской экспрессии
Новая Octavia выглядит не по-шкодовски дерзко – в отличие от предшественницы взгляд на ней задерживается дольше, чтобы рассмотреть детали. Хищно «прищуренные» фары со светодиодными галочками дневных ходовых огней напоминают о BMW, решетка радиатора уменьшилась и стала более угловатой, а вдоль кузова тянется острая подштамповка. Широкие фонари заходят на дверь багажника, а 18-дюймовые колеса сделали облик «Октавии» чуть спортивнее. И даже в серебристом цвете Skoda не выглядит скучно.
Kia Cerato после «подтяжки лица» стал выглядеть агрессивнее – появились пунктирные «реснички» в фарах, светодиодные противотуманки. Нам достался седан в исполнении GT Line+ с огромной решеткой в бампере с сотовыми секциями, черными накладками на пороги, маленьким «лезвием» спойлера на крышке багажника и многоспицевыми 17-дюймовыми колесами. В красном цвете Cerato смотрится эффектно!
Сзади изменений почти нет – изменился лишь «рисунок» светодиодных фонарей, а вот «поворотники» по-прежнему оставили на бампере. И это – крайне неудачное решение! В той зоне они сильнее пачкаются, больше риск их разбить о какой-нибудь столбик или другое препятствие, а главное, что в городском плотном потоке сигналы можно не увидеть.
Сенсоры против кнопок
Открывать двери приятнее в «Шкоде». У нее – сенсорные датчики в каждой ручке, а у Cerato – кнопки только на передних дверях. И само усилие в «Октавии» более приятное, дорогое. А салон вышел на новый уровень – Octavia не только догнала азиатские седаны сегмента D, но и во многом превзошла их!
Передняя панель не просто сделана из податливого пластика, но и украшена вставками из искусственной замши. Спортивные кресла с комбинированной обивкой радуют удобной посадкой, емкости в дверях отделаны тканью, да и в целом интерьер «Октавии» очень продуман – спасибо фирменной концепции и аксессуарам Simply Clever! В дверях упрятаны зонты, есть закрывающееся мусорное ведерко, а задние пассажиры обрадуются наличию трехзонного климат-контроля, солнцезащитных шторок, двух зарядок USB-C и специальных карманов для мобильных телефонов в спинках кресел. Есть даже розетка на 220В.
Но одно решение портит впечатление от салона «Шкоды». Управление микроклиматом, музыкой и другими функциями отныне возложено на большой сенсорный дисплей. Убрали даже круглую рукоятку регулировки громкости – теперь вместо нее специальная полоска, которой надо касаться пальцами. Пользоваться всем этим на ходу откровенно неудобно. Впереди выехал чадящий грузовик? Ищите кнопку рециркуляции во втором меню управления климат-контролем. Изменить цвет контурной подсветки? Подключить мобильное устройство? Выключить трекшн-контроль? Ох, быстрее доехать до пункта назначения, чем сразу найти, как это сделать. Да, под дисплеем есть ряд кнопок, которые сразу включают нужный экран, но все равно требуется совершить слишком много действий.
Ко всему можно привыкнуть, но в салоне Kia буквально отдыхаешь от этого сенсорного безумия. Экран тут, кстати, тоже имеется – Cerato получил обновленный мультимедийный комплекс 10-дюймовым дисплеем и беспроводным подключением Android Auto и Apple CarPlay. Но все остальное – на кнопках! Даже приборный щиток тут обычный, с механическими стрелками.
С размещением мелких вещей в Kia полный порядок, отделений тут даже больше, чем в «Шкоде», да и расположены они удобнее. Но во всем так и сквозит экономия. Пластик в основном жесткий, автоматический стеклоподъемник есть только у водителя, сзади всего 1 крючок для курток и, разумеется, никакого климат-контроля – дефлекторы системы вентиляции и USB-зарядка.
Неожиданно классными оказались передние кресла – это прерогатива Cerato GT Line и GT Line+. Несмотря на скользкую кожаную обивку, они отлично фиксируют тело валиками боковой поддержки. Единственный нюанс – хотелось бы сидеть чуть ниже. А высоким водителям в Kia может не хватать диапазона регулировки руля по вылету.
Разные 150 «лошадей»
Skoda Octavia при смене поколений сохранила в России хорошо изученный турбомотор объемом 1,4 литра из семейства EA211 с ремнем ГРМ вместо цепи, а вот место робота DSG у этой модификации занял 8-ступенчатый автомат. Это разом избавило «Октавию» от перегрева сцеплений и дерготни в пробках, но слегка повлияло на динамику – по нашим замерам до сотни она разгоняется за 8,9 секунды.
Cerato с двухлитровым атмосферником той же мощности крыть нечем – 9,9 секунды до сотни. И чем выше скорость, тем сильнее отъезжает Octavia. Но это – при стартах с педалью в полу. А в реальных дорожных условиях на Kia оказалось ездить приятнее. Мотор хорошо дружит с 6-ступенчатым автоматом, поэтому езда получается предказуемой и комфортной. Для активных водителей есть спортрежим, а можно выбрать и адаптивный алгоритм Smart, в котором машина сама анализирует стиль вождения.
Skoda максимально быстро старается забраться на высшую ступень, а вниз переходить не торопится. И бывают моменты, когда малообъемный моторчик пытается тащить крупный лифтбэк на оборотах едва больше тысячи. Приходится прожимать педаль сильнее, автомат наконец-то понимает, что от него хотят, переключается на пониженную, и Skoda прыгает вперед. Но и здесь есть спортивный режим, а еще Octavia похвально экономична, в городе можно легко укладываться в 9 л/100 км против 11 у Cerato. Правда, Kia официально можно заправлять бензином «Аи-92».
А еще Cerato вновь порадовал на извилистых дорогах – еще в первом тесте дорестайлинговой модели я наслаждался его управляемостью и настройками подвесок! Но тормоза по-прежнему не отличаются выносливостью – после цикла остановок со 130 км/ч колодки начинают нагреваться. Octavia традиционно хороша в ездовых дисциплинах, и с тормозами здесь порядок, но кренится новая Skoda сильнее прежней, а в неровных поворотах может начать раскачиваться.
Комфорт – в пользу «Шкоды»?
Поначалу Skoda кажется расслабленной – по ровной дороге плывет тихо, едва покачивая пассажиров в просторном салоне. Но стоит на асфальте появиться повторяющимся заплаткам, люкам и стыкам, как Octavia неожиданно начинает грубо передавать их на кузов! В колеях Octavia гуляет, на волнах появляется раскачка, и это порождает общее ощущение расхлябанности.
Cerato в этом плане более честный и не пытается строить из себя машину классом выше. Он заметно шумнее – слабо защищены колесные арки, да и мотор громко рычит, если регулярно загонять стрелку тахометра в правую половину. По характеру плавности хода он, скорее, напоминает большой Kia Rio – однако крупные неровности, колодцы и «лежачие полицейские» отрабатывает упруго, а пассажиров в нем не укачает.
Что лучше – Skoda или Kia?
Конечно, более современная Octavia однозначно переигрывает Cerato за счет отделки интерьера, огромного и очень удобного багажника, возможности гибко сконфигурировать необходимую комплектацию, шикарных матричных фар и экономичного турбомотора (особенно заметна разница на трассе). Но тряска и раскачка могут стать неприятными сюрпризами, а салон не понравится ретроградам. Разумеется, за другой уровень технологий и качества нужно доплатить. И немало!
Octavia со 150-сильным двигателем и автоматом по прайс-листу стоит от 1 725 000 рублей – на 165 100 рублей дороже Cerato той же мощности. Напротив строчки Cerato GT Line+ стоит сумма 1 869 900 рублей. Сопоставимая по комплектации Octavia Style Plus с комбинированным салоном и набором электронных ассистентов водителя стоит 2 215 800 рублей, а разница между тестовыми машинами вплотную приближается к полумиллиону. Дополнительно Cerato может похвастать телематикой Kia Connect, доступной уже со среднего исполнения Prestige – функциями автомобиля можно управлять со смартфона. Например, дистанционно запускать двигатель, включать климат-контроль и подогревы, открывать двери, узнать количество топлива и месторасположение. Skoda предлагает стояночный отопитель с пультом ДУ, но за него придется дополнительно доплатить еще 60 тысяч.
Неудивительно, что по итогам 9 месяцев продаж недосягаемая прежде Octavia вплотную подпустила к себе ближайшего соперника по сегменту С. И это как раз… Kia Cerato! Да, «Шкоду» тоже коснулась нехватка электронных компонентов, а, кроме того, есть и сильный внутренний конкурент – кроссовер Karoq. Но разница совсем эфемерная – 9 232 против 9 055 машин. И явного фаворита в битве за звание бестселлера назвать уже нельзя.