Ошибки автомобильных инженеров, которые унесли человеческие жизни

Вспоминаем о просчетах при проектировании машин, их узлов и агрегатов, которые обернулись тысячами пострадавших и стали причиной более сотни смертей
Иван Титов
Автор Авто Mail

Любой современный автомобиль — это сложнейший механизм с кучей электроники, который может представлять опасность как для водителя и пассажиров в нем, так и для окружающих, даже если он никуда не едет, а, например, запаркован где-нибудь на солнцепеке.

Опасные эйрбеги

Одним из самых крупных и известных в наши дни просчетов инженеров в автомобильной сфере можно назвать дефект газового генератора подушек безопасности японской фирмы Takata, которые с начала двухтысячных были установлены на свыше сотни миллионов машин двух десятков крупных брендов по всему миру, среди которых японские Nissan, Toyota, Mitsubishi, Subaru, Mazda, Honda и Isuzu, а также американские Ford, Chrysler, General Motors, Tesla и европейские Audi, BMW и другие.

Из-за недостаточно стабилизированного химически нитрата аммония в пиропатроне, чьи свойства сильно меняются при перепадах температуры, подушки Takata могут сработать непредсказуемо: чересчур слабо или слишком сильно, а то и самопроизвольно. При этом осколки пиропатрона способны нанести существенные травмы водителю и пассажирам. В мире от этой проблемы погибли, как минимум, 24 автомобилиста и пострадали около 300 человек. Также из-за этого было отозвано для устранения дефекта свыше 100 миллионов машин, что привело к краху фирмы Takata.

Уязвимые ремни безопасности

Второй большой и очень опасный инженерный просчет также связан с именем Takata. Он касается замков ремней безопасности, которые выпускались фирмой с 1986 по 1991 годы и ставились преимущественно на японские модели и их американских и европейских «родственников» Honda, Mazda, Nissan, Subaru, Isuzu, Daihatsu, Chrysler, GM и Ford. В рамках масштабного отзыва, инициированного американцами в 1995 году, деталь потребовалось заменить на почти 9 млн автомобилей.

Основной жалобой на работу пряжек ремней безопасности Takata 52X и A7X было то, что они не защелкиваются или самопроизвольно размыкаются при ДТП. А причиной стал материал, из которого эта деталь изготавливалась — ABS-пластик. При долгом воздействии ультрафиолета, особенно после повреждений, он становится хрупким и, рассыпавшись, может заклинить механизм замка. Масштабный отзыв по замене дефектной детали затронул машины 11 брендов, а численность пострадавших из-за этой проблемы не сообщается.

«Залипающая педаль» газа

Еще одной нашумевшей роковой оплошностью современных автомобильных инженеров «прославилась» Toyota. В 2007 году на весь мир прогремела новость: Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) выявило, что на седанах Lexus ES350 напольные коврики могут заблокировать педаль акселератора в нажатом до упора положении. После гибели семьи в Калифорнии из-за этого дефекта японцам пришлось отозвать порядка 9 млн «Тойот» и «Лексусов» по всему миру. Помимо урона репутации, автопроизводителю этот скандал стоил более миллиарда долларов. Жертвами «залипшей педали» стали более 20 человек.

Забыли приварить

Примерно пять лет назад просчетом в своих автомобилях оскандалилась марка Subaru. Этот, как и многие другие дефекты, обнаружили эксперты NHTSA в Штатах. Суть проблемы заключалась в нарушении технологии при сварке кузовов кроссовера Ascent. А именно: на средней стойке и вокруг нее не хватало сварных швов, что нарушало жесткость кузова автомобиля и не позволяло ему обеспечить достаточную пассивную безопасность водителя и пассажиров в случае ДТП.

Всего с конвейера с таким дефектом в период с 13 по 21 июля 2018 года сошло 293 автомобиля. Из них 9 штук дилеры марки успели передать клиентам, а остальные задержались на складах, в пути либо в шоу-румах. Эти машины были в рамках отзыва заменены новыми с достаточным количеством сварных швов. Кроме того, компания компенсировала автовладельцам все расходы по регистрации дефектных кроссоверов.

Недержание «автомата»

Еще одним фатальным просчетом инженеров в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия стал дефект стопора передачи в автоматических трансмиссиях, блокирующего коробку запаркованной машины. В некоторых случаях рычаг мог самопроизвольно перескочить из положения P в R, после чего авто катилось в неизвестном направлении. Чаще всего такое случалось у водителей, оставивших машину на парковке без затянутого стояночного тормоза.

Мифы про автомат
Источник: BMW

Этим грешили в частности автоматы Ford (C-3, C-4, C-6), FMX и Jatco. Из-за проблемы в США случилось около 6000 аварий, пострадали более 1700 человек и еще около сотни погибли. Но самое интересное, что заменить дефектные коробки на десятках миллионов машины было непростой задачей, из которой автопроизводитель решил выйти с минимальными потерями. Он ограничился рассылкой их владельцам уведомлений о том, чтобы те не забывали ставить машину на ручник и соответствующими наклейками об этом.