Что вправе требовать от водителя сотрудник ДПС

Новый порядок надзора за дорожным движением со стороны ДПС практически не отличается от действующего. Авто Mail.ru напоминает ключевые тезисы, которые помогут избежать проблем при общении с сотрудниками ГИБДД
Алексей Лучников

МВД России разместило на специализированном портале для общественного обсуждения проект «Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». Документ сразу же стал объектом интереса СМИ. Между тем, вопреки громким заголовкам, сенсации не произошло, ведь, по сути, документ не предложил ничего нового по сравнению с ныне действующим Административным регламентом, который утвержден приказом полицейского ведомства за номером 664 еще четыре года назад.

Скрытый надзор остается

Ну вот взять хотя бы тот же нашумевший «скрытый надзор» — по факту он существует уже давным-давно и осуществляется на патрульных автомобилях в гражданском исполнении, то есть без спецокраски.

Останавливать нарушителей сотруднику на такой машине нельзя, но он должен передать информацию ближайшему экипажу ДПС, работающему открыто и имеющему право останавливать водителя и оформлять документацию по правонарушению. К слову, за рубежом это одна из самых распространенных форм надзора за дорожным движением, но у нас она по-прежнему весьма экзотична, так как нераскрашенных машин у ГИБДД мало, и используются они, как правило, для других целей. Личный транспорт применять для этой цели и вовсе запрещено.

Многие водители до сих пор верят, что, если они ничего не нарушают, остановить их нельзя. Это уже давно не так, и в перечне оснований для остановки машины сотрудником дорожно-патрульной службы есть такой пункт, как проверка документов. Значит, нет смысла упорно требовать у инспектора назвать причину остановки — она очевидна.

При несении службы на машине со спецокраской прятать ее в кустах или других укрытиях запрещается. Хотя претензий к экипажу быть не может, если ландшафт местности таков, что не позволяет обеспечить видимость со всех сторон. А вот «люстру» на крыше нельзя маскировать ни при каких условиях.

Если требуют выйти из машины, надо подчиниться

Как строить разговор с инспектором — личное дело каждого водителя, но вежливость еще никому не повредила. Выходить из машины для общения с сотрудником не обязательно, он сам должен подойти к водителю незамедлительно после остановки.

В то же время действующем регламенте есть перечень случаев, когда инспектор ДПС вправе предложить водителю выйти из своего автомобиля. Среди них:

  • Неадекватное состояние,
  • Необходимость личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства,
  • Сверки маркировки и прочее.

Но от этого «предложения» лучше не отказываться, ведь инспектор имеет право составить на упертого водителя протокол за невыполнение законного требования сотрудника полиции, и даже применить физическую силу и спецсредства, чтобы вытащить упрямца из-за руля. По статье 19.3 КоАП РФ неповиновение сотруднику полиции грозит 15 сутками административного ареста.

Нередко водителю предлагают сесть в патрульный автомобиль (как вариант, пройти в помещение поста ДПС) — об этом тоже есть в адмрегламенте. А вот здесь вполне можно ответить отказом, не опасаясь оказаться за решеткой или даже быть оштрафованным. Более того, многие юристы настоятельно не рекомендуют принимать «приглашение», так как на «своей» территории якобы у полицейского больше шансов на успех.

На самом деле, этот совет устарел. Дело в том, что сейчас все патрульные автомобили и посты оборудованы видеорегистратором, который обязан записывать процесс общения. Все больше портативных регистраторов появляется и на груди у инспекторов. Выключать ни те, ни другие нельзя, а все записи после смены сгружаются на компьютер строевого подразделения ДПС и выборочно просматриваются.

Если возникают конфликтные ситуации, например, по жалобе участника движения, в рамках ее проверки видеокадры со звуком изучаются в обязательном порядке. Отсутствие записи, пусть даже из-за поломки регистратора, — повод для серьезных разборок с руководством. А значит, именно в салоне патрульного автомобиля или помещении поста водитель более всего защищен от коррупционных поползновений, а заодно и от необоснованного обвинения.

Кстати, сотруднику вменено в обязанность любое общение с участниками движения осуществлять в поле зрения объектива автомобильного или носимого регистратора. Если хотите избежать провокаций, можете сами настоять на том, чтобы общение было если не в салоне, то хотя бы у капота патрульной машины. Более того, водителю тоже не запрещено снимать сотрудника полиции при общении с ним.

Все специальные технические средства, с помощью которых фиксируются правонарушения, должны иметь сертификат соответствия и свидетельство о поверке. У экипажа с собой будут только копии, а с оригиналом недоверчивого водителя обязаны ознакомить непосредственно в подразделении.

Документы необходимо передавать в руки инспектора в оригинале, без каких-либо защитных приспособлений (помните, несколько лет назад был популярен «антикоррупционный зажим»?). Исключение сделано лишь для оформленного в электронном виде полиса ОСАГО, который можно продемонстрировать на экране смартфона.

Ну и напоследок примите во внимание, что закон карает не только взяточника, но и взяткодателя. А учитывая, что общение почти всегда происходит под объективом камеры, предложение инспектору «договориться» может окончиться судимостью.

Контент недоступен