Китайские производители окончательно забросили попытки завоевать наш рынок с помощью обычных легковушек и сделали ставку на кроссоверы. Оно и верно — доля SUV в России растет из года в год и в 2020-м составила уже 48%. Лидером среди брендов из Поднебесной по итогам 5 месяцев остается Haval, и свой успех они рассчитывают укрепить с помощью новинки, которая попала в самое пекло — класс доступных кроссоверов. Получится ли? На этот вопрос ответит тест-драйв Haval Jolion.
Как вы яхту назовете, так она и поплывет
В компании Haval рассчитывают привлечь молодую аудиторию, которой вряд ли знакомы эти слова из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». А с названиями все весело. В Китае эта машины называется Chulian — разумеется, в России ее тут же окрестили бы «Чуланом», поэтому пришлось придумать что-то еще. С китайского Chulian переводится как «первая любовь», но шильдик First Love на кроссовере... тоже выглядел бы не особо.
В итоге победил вариант Jolion. Наш острый на язык народ и тут придумает какое-нибудь прозвище, но расшифровывается это как «Joy + Life + always On». В общем, для тех, кто радуется жизни и живет на полную катушку. И на этом чудеса нэйминга не заканчиваются! Jolion базируется на новой модульной платформе, которая называется L.E.M.O.N.
Наверняка это тоже что-то значит, но, например, в США «лимонами» нарекают машины, которые привлекательны снаружи, но «кислые» внутри. И даже проводят настоящую гонку «24 часа лимонов» (в пику легендарному марафону «24 часам Ле-Мана»), где в условиях ограниченного бюджета соревнуется куча всякого веселого автомобильного старья — зрелище, кстати, весьма захватывающее. И все же не хотелось, чтобы Jolion оказался тем самым цитрусовым фруктом.
Много автомобиля за мало денег?
За один китайский L.E.M.O.N. нужно заплатить от 1,2 до 1,5 российских. И тем самым Jolion минимум на 16-дюймовых легкосплавных колесах выкатывается на территорию, забитую кроссоверами Hyundai Creta, Renault Duster, Renault Kaptur и Kia Seltos. Дохлый номер? Но есть у «Джолиона» ряд козырей.
Дизайн неоднозначен. Да, передняя часть со светодиодными «слезами» из фар напоминает о новых кроссоверах Cadillac, прослеживается и родство с Haval F7, а «бумеранги» задних фонарей — это что-то новое в этом сегменте. Водители из соседних машин поглядывают на них с интересом, но крупные логотипы Haval воодушевления у них не вызывают. Все же не «купеобразный» F7x.
Главное преимущество в том, что Jolion гораздо крупнее любого из кроссоверов за эти деньги! Hyundai Creta короче аж на 20 сантиметров (4 270 мм против 4 472), а по размеру колесной базы Haval бьет даже Chery Tiggo 7 Pro (2 700 мм). Поэтому на заднем диване тут очень просторно, а у переднеприводных версий отсутствует и центральный тоннель. Салон «Джолиона» тоже шире, чем у конкурентов. Вместительный и багажник, но из дополнительных удобств в нем есть только пара крючков да небольшие ниши по краям отсека.
Поэтому стартовая цена 1 189 000 рублей заманчива. Да, это будет переднеприводный Haval Jolion с механикой, но вместо дохлого атмосферника под капотом — турбированный 1.5 мощностью 143 л.с. К тому же, стартовая комплектация Comfort оказалась неожиданно щедрой — климат-контроль (пусть и однозонный), бесключевой доступ и кнопка запуска двигателя, датчики света и дождя, подогрев сидений, электропривод и обогрев зеркал, мультимедийный комплекс с 10-дюймовым сенсорным экраном и поддержкой Android Auto и Apple Carplay!
Доплата за семиступенчатый робот с двумя сцеплениями — 100 тысяч. В итоге, за 1 289 000 рублей получается хорошо оснащенный и просторный кроссовер. А топовый Jolion Premium за 1 559 000 и вовсе удивляет — за эти деньги в нем есть набор электронных ассистентов (активный круиз-контроль, удержание в полосе, автоматическое торможение с распознаванием пешеходов и велосипедистов), камеры кругового обзора с отличной картинкой, зеркало с автозатемнением, обогрев всей поверхности лобового стекла, проекционный экран, «климат» с двумя зонами и мультимедийный комплекс с 12-дюймовым экраном. В чем же подвох?
В проколах по эргономике
Сев внутрь, радуюсь приятным мягким вставкам на дверях и передней панели (всего предусмотрено 3 цвета отделки). Воодушевленный этой нарядностью, начинаю устраиваться за рулем, тяну его на себя, а он... стоит на месте. У модели 2021 года нет регулировки по вылету! Дисплею приборного щитка не хватает яркости — на солнце он совсем блеклый.
Управление практически всеми функциями отдано центральному экрану — будь то подогрев сидений или даже регулировка температуры в салоне. Да, есть быстрое меню, но все равно на это требуется дополнительное время, а попасть на ходу в нужную строчку — непросто. Еще и задеваешь постоянно блок сенсорных кнопок под экраном. Выходит, китайцы попали в противофазу — сейчас, напротив, многие производители снова делают «физические» клавиши для важных функций.
Роботом управляешь с помощью вращающейся шайбы, но, в отличие от Land Rover, у нее нет ограничителей. То есть, можно сделать хоть 33 оборота вправо, а коробка останется в режиме D. Но это мелочь. Хорошо, что хоть нет этих театральных пауз между переключениями из D в R и наоборот, чем грешит Haval F7.
Тест-драйв Haval Jolion — по хорошим дорогам и по плохим
Турбомотор 1.5 мощностью 143 «лошади» имеет распределенный впрыск и способен «официально» потреблять бензин «Аи-92», что, конечно же, большой плюс в российских условиях. К самому двигателю претензий нет — 210 Нм крутящего момента хватает для полуторатонного кроссовера, но коробка настолько бережет сцепление при старте с места, что возникает ощутимая задержка. В итоге разгон до сотни оказывается в районе 11 секунд.
А полноприводные версии «Джолиона» комплектуются модернизированным двигателем с непосредственным впрыском (впрочем, его тоже можно заправлять «92-м». Объем чуть изменен (1499 против 1497 «кубиков»), крутящего момента стало 230 Нм, а «полка» расширена с 1500 до 4400 об/мин. Плюс еще 7 «лошадей». Неплохо. Да и звучит он приятнее. Но в реальности мотор страдает жуткой турбоямой, которую усугубляют задемпфированная педаль газа и желание роботизированной коробки побыстрее забраться на как можно более высокую ступень.
Остается лишь надеяться, что к началу серийного производства программу управления двигателем исправят — сертификат на полноприводные «Джолионы» еще не получен, поэтому мы поездили только по грунтовкам вне дорог общего пользования. А вот подвеска у таких машин работает лучше, задняя многорычажка не гремит и мягче отрабатывает неровности с острыми краями. Главное — беречь низко висящий передний бампер, да и силовой агрегат защищен лишь пластиковым пыльником.
С «балкой» Jolion едет неблагородно, громко оповещая всех в салоне о том, что вы только что наехали на заплатку, стык или колодезный люк. Но Haval неплохо отрабатывает волны, и хорошо держится на горных дорожках, а при превышении скорости на входе в поворот прогнозируемо скользит наружу на шинах Kumho китайского производства. На руле при этом ровно никаких ощущений, но к его «искусственности» на самом деле быстро привыкаешь. И убирайте все из нижней ниши между передними креслами — иначе все улетит в ноги.
Есть ли шансы у «Джолиона»?
В компании рассчитывают, что Jolion составит до трети продаж марки Haval в России уже через пару лет. И, судя по тенденции на рынке, это прямая цель на попадание в топ-25 самых популярных моделей. О борьбе с «Кретой» и «Дастером» речи не идет, а вот откусить часть покупателей у «буксующих» Kia Seltos и Renault Arkana, а также у китайских Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro «Джолиону» вполне под силу.
Все вводные для этого имеются — просторный и «модный» салон, привлекательные цены и хорошее оснащение, включающее в себя даже то, что недоступно многим конкурентам. Есть фирменное приложение My Haval, с помощью которого можно управлять некоторыми функциями автомобиля. Так что с «кожурой» все в порядке, но надо поработать с «мякотью»: программным обеспечением двигателя и коробки, настроить подвеску переднеприводной версии и усилитель руля (и добавить регулировку по вылету) — и это реально, учитывая, что на завод под Тулой (где и производится Haval Jolion) набран штат инженеров.