Nissan Qashqai и X-Trail с «автопилотом»: как они едут

Комплекс Nissan ProPilot наконец полноценно добрался до России — кроссоверы Qashqai и X-Trail 2021 года могут сами держать дистанцию и положение в полосе. Как работают эти системы, и отличается ли чем-то Nissan от конкурентов?
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Nissan, как и все мировые автопроизводители, уже очень давно работает над системами автопилотирования. Еще полтора года назад журналисты Авто Mail.ru испытывали в Англии Nissan Leaf, в котором вообще не нужно держаться за руль.

Полноценный автопилот, однако, пока остается мечтой для всех производителей — как минимум, такие системы никак не регулируются законодательно. В разных странах разрешены испытательные поездки при определенных условиях, но за этим исключением управлять машиной все-таки должен водитель.

Что умеет Nissan ProPilot?

Комплекс ProPilot — это своего рода будущий автопилот. Разработчики Nissan между собой называют систему «ад», то есть AD — от autonomous driving. Но у той версии, что появилась на российских версиях Qashqai и X-Trail, конечно, от настоящего автопилота есть не так много.

Две основные функции российской версии ProPilot — адаптивный круиз-контроль и удержание полосы. В Nissan подчеркивают, что эти ассистенты предназначены для использования на трассе, а не в городе. В этом ключевое отличие от аналогичных систем в автомобилях Skoda. У чехов пакет опций с адаптивным «круизом» и удержанием полосы даже и называется Traffic Jam Assist, то есть ассистент движения в пробке.

Почему мы говорим именно о «российской» версии ProPilot? Изначальную европейскую систему серьезно дорабатывали для нашей страны в исследовательском центре Nissan, созданном в РФ.

В России отключена функция распознавания дорожных знаков и, соответственно, возможность автоматически ехать «по знакам». Сделано это по понятным причинам — порядок в расстановке знаков у нас далек от европейского.

Кроме того, у нас по правилам не везде нужны знаки отмены, а оригинальный ProPilot ориентируется на них. Сыграли свою роль и традиционные «+20» к разрешенной скорости. В алгоритмы электроники закладывать допустимое превышение скорости как минимум неэтично, но и заставлять наших водителей ехать 60 км/ч везде, где написано «60», в Nissan не рискнули.

Как работает адаптивный круиз-контроль?

Задача адаптивного круиз-контроля — удерживать заданную скорость и автоматически снижать ее, если впереди есть другой автомобиль. Машина спереди перестроится — Nissan ускорится. Ноги с педалей можно убрать, но контролировать дорожную ситуацию нужно.

Несмотря на то, что производитель, с одной стороны, подчеркивает, что использовать систему лучше всего на трассе, в ProPilot входит и функция, облегчающая вождение в пробке. При наличии автомобиля спереди адаптивный круиз-контроль работает на любой скорости от 0 до 170 км/ч. Если длительность остановки в пробке не превышает 3 секунд, то автомобиль при включенном «адаптиве» тронется с места сам. Когда спереди нет другого транспорта — до скорости 30 км/ч система не будет включаться.

Как работает система удержания в полосе?

Задача системы удержания полосы в рамках ProPilot — не вести машину за водителя, а сохранить траекторию автомобиля, если человек по какой-то причине бросит управление. Когда водитель не прилагает никакого усилия к рулю на протяжении 8 секунд, система сигнализирует об опасности.

Если реакции нет и дальше, то автомобиль начнет плавно притормаживать — до полной остановки. Указанные 8 секунд — это наши собственные замеры во время теста. В Nissan точного времени не назвали, но подтвердили, что речь идет о примерно таком промежутке. «Аварийка» при такой экстренной автоматической остановке в Nissan, в отличие от автомобилей некоторых других марок, не включится.

Как пользоваться «автопилотом» в Nissan

Что порадовало при знакомстве с российской версией ProPilot — система включается действительно удобно и интуитивно. Пожалуй, это одна из лучших реализаций на нашем рынке.

Чтобы включить сразу оба ассистента, достаточно один раз нажать на заметную голубую клавишу на руле. Затем кнопкой Set устанавливается скорость — при нажатии фиксируется актуальная скорость, а клавишами + и — можно ее скорректировать.

При включенном «адаптиве» на дисплее между тахометром и спидометром загорится индикатор Cruise и появится информация об установленной максимальной скорости и дистанции (полоски между схематичным изображением собственного капота и впереди идущего автомобиля)

Ассистент полосы запускается одновременно с «адаптивом». О его работе сообщают зеленые полосы на дисплее. Если электроника «теряет» разметку, то одна или обе зеленые полосы погаснут, и автомобиль выдаст звуковое предупреждение. Это решение необычно для российского рынка и на самом деле слегка напрягает. Если разметка не идеальна, то машина «теряет» ее достаточно часто, и на трассе звуковые сигналы раздаются буквально каждый километр.

Если разметка не считывается, то, естественно, не работает ассистент полосы. О том, что все в порядке, сигнализирует зеленый значок в виде рулевого колеса.

Все ассистенты ProPilot отключаются при нажатии на педаль тормоза, но после торможения можно заново вернуться к установленным настройкам. Есть вариант и совсем их отключить — достаточно снять соответствующие галочки в меню на приборной панели. Тогда и для запуска потребуется лезть в это меню. Это стандартная схема для всех автомобилей с подобными функциями.

Отличается ли система Nissan от других?

Во время движения каких-то принципиальных отличий мы не заметили. Но есть небольшая разница в том, как машина реагирует на дорожную ситуацию. Минимальная дистанция, которую держит Nissan до впереди идущего транспорта, субъективно кажется меньшей, чем, например, у Audi, Volvo или Land Rover. Как следствие — перед Nissan, едущим на «адаптиве», перестраиваются как будто реже, и для движения в наших условиях эта система вроде бы удобнее.

10

В Nissan говорят, что работу алгоритмов в части дистанции, по сравнению с европейскими настройками, для России не меняли, а с параметрами конкурентов не сравнивали. Поэтому подтвердить или опровергнуть субъективные ощущения нельзя — открытые данные о том, какая дистанция для какой скорости заложена в алгоритмы разных автопроизводителей, отсутствуют.

При этом в Nissan подтверждают, что для РФ были сделаны корректировки в параметрах ускорения. Это требовалось прежде всего потому, что в России ProPilot ставится на кроссоверы с двухлитровыми моторами, а таких двигателей в Европе нет. Изначальные европейские настройки моторов на «адаптиве», соответственно, нам не подходили. И вот, создавая российские алгоритмы, разработчики постарались обеспечить достаточно интенсивное ускорение, больше подходящее отечественным водителям, чем плавное европейское.

7

То же касается и торможения. В городских условиях (помним, что ProPilot для трассы!) торможение кажется резковатым. Вещи по салону в Nissan не летают, но «адаптивы» у других марок, например, на подъезде к светофору, где стоят другие машины, снижают скорость куда плавнее. В этом много плюсов, но есть и минусы — чем плавнее у тебя ускорение или торможение, тем больше шансов, что перед тобой будут с радостью перестраиваться, заставляя «автопилот» снова удлинять дистанцию. Это чисто российская специфика, с которой в Nissan, кажется, смогли справиться, настраивая «адаптив». Не зря намотали 25000 км по нашим дорогам, корректируя изначальные алгоритмы!

Еще одно небольшое, но все же отличие — ProPilot лучше многих других справляется с ситуацией, когда перед Nissan резко перестраивается другой автомобиль. В городском трафике во время теста таких эксцессов у нас не было, а вот на трассе — были. В ситуациях, в которых некоторые другие машины на «автопилоте» резко «бьют по тормозам» даже на скорости 130 км/ч, Nissan реагирует почти как живой человек. Или слегка притормаживает, или вообще не сбавляет, просчитав, что до «вклинившейся» машины еще далеко.

9

За 500 с лишним километров, что мы проехали на «автопилоте», у нас не было ни одной ситуации, в которой система бы отреагировала неадекватно. Вернее, менее адекватно, чем аналогичные системы конкурентов.

Это, правда, не касается системы удержания полосы. Она теряет разметку, по ощущениям, чаще, чем аналогичные системы других производителей. И взять руль она требует раньше. Освободить руки на скорости на полминуты — это не про Nissan.

Какие автопилоты есть у конкурентов?

Давайте честно: сочетание адаптивного круиз-контроля с функций удержания полосы — штука на российском рынке уже далеко не новая. Такие зачаточные «автопилоты» точно будут в топовых комплектациях, пожалуй, всех автомобилей премиум-брендов, которые есть в нашей стране. Есть они и в массовых моделях разных марок, причем уже не первый год.

Чтобы вам было проще ориентироваться в «автопилотах» на российском рынке, Авто Mail.ru собрал актуальную информацию по самым продаваемым моделям автомобилей, оснащенным этой функцией. Топ-25 моделей мы приводим по данным АЕБ за январь-май 2021 года.

Получается, что всего среди топ-25 самых продаваемых в РФ автомобилей адаптивный круиз в сочетании с ассистентом удержания полосы есть только у 10 моделей. И все автопроизводители, кроме Skoda, предлагают эти функции только в самых «богатых» комплектациях.

Самым доступным автомобилем с сочетанием адаптивного круиз-контроля и ассистента движения по полосе из популярных машин на нашем рынке стал компактный кроссовер Skoda Karoq.

Популярность массовых автомобилей с адаптивным круиз-контролем и ассистентом полосы пока что невелика и доля продаж таких версий в модельных линейках марок точно не подавляющая. В Skoda, однако, она уже довольно приличная. Как рассказали Авто Mail.ru в российском офисе марки, сейчас уже каждый третий Kodiaq приобретается с пакетом ассистентов. Среди продающихся в РФ Karoq доля машин с «автопилотом» составляет 16%.

Контент недоступен

И снова про Nissan: у него появился не только «автопилот»

Кроме комплекса ProPilot, на Nissan Qashqai и X-Trail 2021 модельного года, которые продаются с 1 июня, появилась и система NissanConnect. Это возможность управлять некоторыми функциями автомобиля через мобильное приложение, доступная для «верхней половины» комплектаций Qashqai и X-Trail.

Сейчас через приложение можно открыть и закрыть машину, запустить двигатель на 10 минут, посмотреть историю поездок, включить фары и подать звуковой сигнал, чтобы найти машину на большой парковке. Можно настроить мониторинг — придет оповещение, если автомобиль покинет заранее обозначенную зону. Войти в само приложение можно с распознаванием лица или используя отпечаток пальца.

Подобные приложения на российском рынке тоже не в новинку. Аналогичные системы есть, например, у Renault, похожее приложение делали и для Lada, правда, внешние поставщики — те же, что поставляют программное обеспечение для автомобильной телематики в страховании или корпоративных перевозках. Функционал везде примерно один и тот же — и у всех он еще будет развиваться. Современная телематика позволяет многое, так что тут дело только за разработчиками — когда они добавят новые функции.

8