Несмотря на то, что обязательное и добровольное страхование автомобилей действует в России больше 10 лет, а выбор предлагающих полисы ОСАГО, каско и сопутствующие услуги компаний достаточно широк, на сегодняшний день попадающие в ДТП водители нередко договариваются о компенсации причиненного вреда на месте, без привлечения инспекторов ГИБДД и страховщиков.
Проведенный Авто Mail.ru опрос среди 6,5 тыс. автомобилистов показал, что из пяти с лишним тысяч водителей, попавших в ДТП без пострадавших, 44% урегулировали взаимные претензии самостоятельно без участия сотрудников госавтоинспекции и страховых компаний. Причем зачастую поступить так их вынуждали обстоятельства.
В 42% случаев сотрудники ГИБДД не выезжали на место аварии ввиду ее незначительности. При этом в 21% ДТП инспекторы предлагали участникам проехать в ближайшее отделение или на пост ДПС, чтобы все составить все документы там. Почти в 18% аварий без пострадавших сотрудники госавтоинспекции рекомендовали водителям самостоятельно оформить случившееся по европротоколу. А в 3% ДТП инспекторы и вовсе отказывались участвовать в составлении документов.
Однако причин того, что водители все чаще стали «решать вопросы на месте» по-старинке, когда ОСАГО еще не было обязательным для всех, гораздо больше. По словам адвоката РОКА «Защита Ваших Прав» Андрея Руденко у водителя-виновника ДТП может попросту не быть страховки, либо она просрочена, а может быть и вовсе подделана.
«Очевидный и давно распространенный факт, порожденный тарифами на страховые продукты ОСАГО и каско — желания каждый год платить за страховку с текущим уровнем доходов у граждан все меньше и меньше», — пояснил юрист. Кроме того, по мнению Руденко многие водители договариваются полюбовно, потому что не хотят получить по итогам аварии повышающие коэффициенты, способные в один момент обнулить накопленные за 20 лет безаварийного вождения скидки.
А еще автомобилисты не понаслышке знакомы с неприятной ситуацией, когда после звонка в ГИБДД и получения отказа экипажа выезжать на оформление ДТП участники заполняют Европротокол с ошибками и в результате не получают компенсации от страховщика, добавляет автоюрист. Опытные водители в таких случаях сообщают блюстителям закона, что есть разногласия в виновности лиц и получают «билет» в группу разбора.
Кроме того, с целью спасения страховых от злых автоюристов законодатель сделал много подарков страховым компаниям — поясняет юрист — это и тарифы, и коэффициенты, и износ запчастей, и РСА, и ФинОмбудсмен. То есть все сделано для того, чтобы простой водитель или стал юристом, или максимально ремонтировал за свой счет поврежденный ему в ДТП автомобиль. В итоге те, кому поручено защищать права водителей, становятся дополнительными шлагбаумами для простых граждан на пути к получению страховых выплат.