Как сэкономить на топливе: переводим автомобиль на газ

Как перейти на ГБО: экономия на топливе, стоимость установки и сложности, связанные с переходом на голубое топливо
Сергей Удачин
Редактор Авто Mail

Некоторые водители считают перевод машины на газ панацеей от растущих цен на бензин и дизтопливо. Арифметика тут простая: стоимость литра популярного АИ-95 максимально приблизилась к 50 руб., местами даже преодолев этот рубеж, а тот же объем сжиженного пропан-бутана обходится в среднем в 29 руб. При этом расход у машины на таком газе будет в сравнении с бензином всего на 15-20% выше. А еще чиновники всячески поддерживают инициативу субсидиями на ГБО. Экономия налицо.

При стоимости установки ГБО 30 000 рублей у автомобиля со средним расходом 10 л/100 км 95-го бензина оно может окупиться примерно за 20 000 км пробега.

Каким газом заправляться

Самые известные газы, служащие топливом для автомобилей в России, — это пропан и метан. Первый, а точнее — продаваемая под его именем смесь пропана и бутана, у нас наиболее распространен. Пропан, хранимый в сжиженном состоянии под давлением 16 атм в специальных баллонах, стоит почти вдвое дешевле бензина, поскольку является побочным продуктом нефтепереработки. АЗС с ним встречаются довольно часто. Емкости для хранения пропана по объему сравнимы с бензобаком машины.

Добываемый с нефтью или отдельно от нее метан, также известный нам по бытовому использованию (в газовых плитах), не сжижается и потому хранится в больших, прочных и тяжелых баллонах под давлением около 200 атм. Он стоит втрое дешевле бензина и потребляется двигателем в меньшем объеме, чем пропан. Но и мощность машины на метане на 10-15% ниже. Есть еще водород, но перевести на него автомобиль не выйдет из-за сложности конструкции подобных ДВС. Да и заправок таких днем с огнем не сыщешь.

На сегодняшний день в России более 500 АЗС с метаном и около 5000 АЗС с пропан-бутаном. Первый стоит в среднем 14 руб. за 1 м³ (по расходу эквивалентен 1 л бензина), а второй — 29 руб. за литр.

Как установить ГБО

Если при покупке новой машины вы не отдали предпочтение уже оснащенной газобаллонным оборудованием с завода (что проще всего), то, чтобы укомплектовывать ее такой системой по всем правилам, водителю предстоит пройти непростой квест, сравнимый по процедуре с заменой двигателя. Ведь самостоятельная установка ГБО у нас запрещена, да и оформить его монтаж следует соответствующим образом.

Порядок действий:

  1. Нужно направить заявку с копиями ПТС, СТС, паспорта водителя, данными о выбранном ГБО с его сертификатами соответствия в аккредитованную для технической экспертной деятельности организацию.
  2. После получения в ответ положительного заключения о предварительной технической экспертизе автомобиля нужно (через Госуслуги) подать заявление и копию заключения в МРЭО, чтобы водителю выдали разрешение на установку ГБО.
  3. С этим разрешением можно вести автомобиль в техцентр, сертифицированный для установки газобаллонного оборудования, для его монтажа.
  4. Забрав машину с ГБО и пакетом документов (декларация о проведенных работах с указанием их перечня и снаряженной массы авто; копия сертификата соответствия ГБО и подтверждения возможности его установки на эту модель, а также состав комплекта оборудования; по два экземпляра заверенного свидетельства о соответствии переоборудованной машины требованиям безопасности и свидетельства о периодических испытаниях этого ГБО), нужно отвезти ее на эвакуаторе в пункт техосмотра.
  5. Получив диагностическую карту с отметкой о наличии ГБО, следует направить еще одно заявление с пакетом всех вышеперечисленных документов, полученных до этого момента, в ту же аккредитованную организацию (см. п.1) для выдачи финального заключения технических экспертов.
  6. А с ним уже обратиться в ГИБДД (через Госуслуги) для изменения данных транспортного средства в связи с изменением конструкции. Там водителю вручат «Свидетель­ство о внесении изменений в конструкцию».
  7. Прежде чем начать пользоваться машиной, придется в ГИБДД скорректировать данные в ПТС и перерегистрировать транспортное средство.
ГБО — альтернативная топливная система двигателя, устанавливаемая параллельно с основной. В нее входят: баллон для хранения газа, система подачи топлива к мотору, редуктор для понижения давления газа и система управления впрыском газа в цилиндры.
Выдача госномеров в ГИБДД
Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
Выдача автомобильных номеров сотрудниками ГИБДД
Выдача номеров
16

Сколько стоит установка

В зависимости от поколения (различаются видом подачи газа в цилиндры), а также производителя этого оборудования, использование компонентов от одной или разных фирм, ГБО стоит по-разному. Также цена зависит от двигателя, на который устанавливают газобаллонное оборудование: от наддува, объема, мощности и количества цилиндров. А еще от формы (цилиндрический или тороидальный) и емкости баллонов.

Поэтому за установку ГБО на четырехцилиндровые моторы компании берут не меньше 20 тысяч рублей, на шестицилиндровые — от 40 тысяч рублей, а на восьмицилиндровые — от 55 тысяч рублей. За оснащение газобаллонным оборудованием «турбочетверок» готовьте минимум 50 тысяч рублей, наддувных «шестерок» — от 60 тысяч рублей, а «восьмерок» примерно от 80 тысяч рублей и выше.

Кому стоит выбрать ГБО

Установить газобаллонное оборудование можно практически на любой автомобиль с ДВС. Но не всегда эти вложения принесут желаемую выгоду. Поэтому переходу на газ должен предшествовать предварительный расчет всех затрат и возможной экономии. Эксперты говорят, что ГБО выгодно ставить на автомобили с большими ежегодными пробегами и существенным аппетитом. Помимо коммерческих моделей, это могут быть «многолитровые» большие внедорожники и пикапы.

Не стоит переводить машину на газ, если объем ее двигателя менее 2 л, а в год вы проезжаете меньше 15-20 тысяч км. Также не рекомендуется делать это на только что приобретенной новой машине, поскольку установка ГБО считается вмешательством в конструкцию и может автоматически лишить владельца заводской гарантии. В таком случае стоит сразу выбирать модели, оснащенные необходимым оборудованием на заводе. Например, седан Vesta CNG, работающий на 92-м бензине и метане.