Некоторые водители считают перевод машины на газ панацеей от растущих цен на бензин и дизтопливо. Арифметика тут простая: стоимость литра популярного АИ-95 максимально приблизилась к 50 руб., местами даже преодолев этот рубеж, а тот же объем сжиженного пропан-бутана обходится в среднем в 29 руб. При этом расход у машины на таком газе будет в сравнении с бензином всего на 15-20% выше. А еще чиновники всячески поддерживают инициативу субсидиями на ГБО. Экономия налицо.
Каким газом заправляться
Самые известные газы, служащие топливом для автомобилей в России, — это пропан и метан. Первый, а точнее — продаваемая под его именем смесь пропана и бутана, у нас наиболее распространен. Пропан, хранимый в сжиженном состоянии под давлением 16 атм в специальных баллонах, стоит почти вдвое дешевле бензина, поскольку является побочным продуктом нефтепереработки. АЗС с ним встречаются довольно часто. Емкости для хранения пропана по объему сравнимы с бензобаком машины.
Добываемый с нефтью или отдельно от нее метан, также известный нам по бытовому использованию (в газовых плитах), не сжижается и потому хранится в больших, прочных и тяжелых баллонах под давлением около 200 атм. Он стоит втрое дешевле бензина и потребляется двигателем в меньшем объеме, чем пропан. Но и мощность машины на метане на 10-15% ниже. Есть еще водород, но перевести на него автомобиль не выйдет из-за сложности конструкции подобных ДВС. Да и заправок таких днем с огнем не сыщешь.
Как установить ГБО
Если при покупке новой машины вы не отдали предпочтение уже оснащенной газобаллонным оборудованием с завода (что проще всего), то, чтобы укомплектовывать ее такой системой по всем правилам, водителю предстоит пройти непростой квест, сравнимый по процедуре с заменой двигателя. Ведь самостоятельная установка ГБО у нас запрещена, да и оформить его монтаж следует соответствующим образом.
Порядок действий:
- Нужно направить заявку с копиями ПТС, СТС, паспорта водителя, данными о выбранном ГБО с его сертификатами соответствия в аккредитованную для технической экспертной деятельности организацию.
- После получения в ответ положительного заключения о предварительной технической экспертизе автомобиля нужно (через Госуслуги) подать заявление и копию заключения в МРЭО, чтобы водителю выдали разрешение на установку ГБО.
- С этим разрешением можно вести автомобиль в техцентр, сертифицированный для установки газобаллонного оборудования, для его монтажа.
- Забрав машину с ГБО и пакетом документов (декларация о проведенных работах с указанием их перечня и снаряженной массы авто; копия сертификата соответствия ГБО и подтверждения возможности его установки на эту модель, а также состав комплекта оборудования; по два экземпляра заверенного свидетельства о соответствии переоборудованной машины требованиям безопасности и свидетельства о периодических испытаниях этого ГБО), нужно отвезти ее на эвакуаторе в пункт техосмотра.
- Получив диагностическую карту с отметкой о наличии ГБО, следует направить еще одно заявление с пакетом всех вышеперечисленных документов, полученных до этого момента, в ту же аккредитованную организацию (см. п.1) для выдачи финального заключения технических экспертов.
- А с ним уже обратиться в ГИБДД (через Госуслуги) для изменения данных транспортного средства в связи с изменением конструкции. Там водителю вручат «Свидетельство о внесении изменений в конструкцию».
- Прежде чем начать пользоваться машиной, придется в ГИБДД скорректировать данные в ПТС и перерегистрировать транспортное средство.
Сколько стоит установка
В зависимости от поколения (различаются видом подачи газа в цилиндры), а также производителя этого оборудования, использование компонентов от одной или разных фирм, ГБО стоит по-разному. Также цена зависит от двигателя, на который устанавливают газобаллонное оборудование: от наддува, объема, мощности и количества цилиндров. А еще от формы (цилиндрический или тороидальный) и емкости баллонов.
Поэтому за установку ГБО на четырехцилиндровые моторы компании берут не меньше 20 тысяч рублей, на шестицилиндровые — от 40 тысяч рублей, а на восьмицилиндровые — от 55 тысяч рублей. За оснащение газобаллонным оборудованием «турбочетверок» готовьте минимум 50 тысяч рублей, наддувных «шестерок» — от 60 тысяч рублей, а «восьмерок» примерно от 80 тысяч рублей и выше.
Кому стоит выбрать ГБО
Установить газобаллонное оборудование можно практически на любой автомобиль с ДВС. Но не всегда эти вложения принесут желаемую выгоду. Поэтому переходу на газ должен предшествовать предварительный расчет всех затрат и возможной экономии. Эксперты говорят, что ГБО выгодно ставить на автомобили с большими ежегодными пробегами и существенным аппетитом. Помимо коммерческих моделей, это могут быть «многолитровые» большие внедорожники и пикапы.
Не стоит переводить машину на газ, если объем ее двигателя менее 2 л, а в год вы проезжаете меньше 15-20 тысяч км. Также не рекомендуется делать это на только что приобретенной новой машине, поскольку установка ГБО считается вмешательством в конструкцию и может автоматически лишить владельца заводской гарантии. В таком случае стоит сразу выбирать модели, оснащенные необходимым оборудованием на заводе. Например, седан Vesta CNG, работающий на 92-м бензине и метане.