В последний день зимы российское правительство решило перенести реформу техосмотра, которая была намечена на 1 марта, на более поздний срок. Суть нововведений в переводе в цифровой формат диагностической карты, выдаваемой по итогам осмотра, с одновременным повышением требований к самой процедуре ее получения. В единую информационную систему (ЕАИСТО), которая ведется Министерством внутренних дел, будет заноситься не только сама карта, но и фотографии машины на въезде и выезде с линии диагностики с привязкой к географическим координатам.
Это означает, что купить карту вместе с полисом ОСАГО, не выходя из дома, как это было последние 9 лет, уже не получится. Хочешь не хочешь, а на пункт осмотра приезжать придется. Договориться с контролером сымитировать диагностику будет сложнее, ведь спрос с оператора (так официально называются пункты техосмотра) теперь выше. Малейшие отклонения от установленного регламента — жди проверку ГИБДД, а там и до потери аккредитации недалеко.
Однако по мере приближения времени «Ч» профессиональное сообщество стало все громче говорить о том, что страна пока не готова к нововведениям. Причина — неспособность самих операторов осмотра к работе в новых условиях. Их критически мало!
Поскольку диагностическая карта — это обязательное условие для приобретения полиса ОСАГО, чиновники в правительстве выстроили логическую цепочку и осознали, что коллапс системы техосмотра сделает невозможной эксплуатацию немалого количества автомобилей и мотоциклов. Поэтому было принято решение сгладить переход: срок действия диагностических карт, который заканчивается 1 февраля и позже, правительство продлило на 6 месяцев, но минимум — до 1 октября.
Это означает, что за предстоящие 7 месяцев автовладельцы смогут заключить новый договор ОСАГО со старой картой либо, если есть желание, получить новую диагностическую карту, но уже по новым правилам. Ну а руководство регионов должно использовать отсрочку для того, чтобы создать все необходимые условия автовладельцам для прохождения техосмотра.
Частный бизнес не хочет заниматься техосмотром
Но главный вопрос по-прежнему заключается в том, будут ли решены все проблемы к октябрю? Едва ли. Все дело в экономической непривлекательности этого вида деятельности для бизнеса. В условиях, когда тарифы на услуги пунктов техосмотра регулируются государством и ни при каких условиях не могут превышать 1500 рублей, выйти на нужный уровень рентабельности предпринимателю практически невозможно.
В более выигрышном положении оказались официальные дилерские центры, которые могут использовать собственную диагностическую базу для проведения техосмотра, привязав его, например, к регламентным работам. Но обслуживаются в них преимущественно владельцы гарантийных авто, а им диагностическая карта не требуется.
Проверка технического состояния прямо на дороге
Право удостовериться в исправности транспортного средства на дороге по-прежнему есть у Госавтоинспекции. Бытует мнение, что это — исключительная прерогатива подразделений технического надзора ГИБДД. Их штатная численность после окончательной передачи техосмотра в частные руки заметно сократилась, а функции оставшихся сотрудников в основном сводятся к работе в крупных транспортных предприятиях. Поэтому проверять исправность машин в процессе дорожного движения приходится сотрудникам дорожно-патрульной службы. И такое право у них есть!
Взглянув на приборную панель и увидев горящую контрольную лампу неисправности АБС, сотрудник обязан отправить машину на штрафстоянку, ведь КоАП предписывает задерживать машины с неисправной тормозной системой, в состав которой входит в том числе и АБС.
Аналогичная судьба ожидает транспортные средства с неисправным рулевым управлением, а также тягово-сцепным устройством в случае автопоезда. Есть еще два вида неисправностей, при которых дальнейшее движение запрещено:
- Негорящие фары и габаритные огни,
- Испорченный водительский дворник во время дождя или снегопада.
В отличие от первых трех неполадок, в этом случае закон не предусматривает задержания, и каким образом сотрудники могут запретить дальнейшую поездку, умалчивает. Едва ли они будут караулить водителя, пока не рассветет или не прекратятся осадки, поэтому ограничиваются обычно штрафом и надеются на здравый смысл водителя.
Цветные лампочки в фарах или неправильно установленные номера — лишение прав
Остальные технические недочеты, с которыми можно продолжать дальнейшее движение (формально — только до места ремонта или стоянки), перечислены в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Часть из них можно установить только с помощью диагностического оборудования. Понятно, что, например, стенд для проверки эффективности рабочей тормозной системы инспектору ДПС на дороге взять неоткуда, зато прибор для оценки светопропускания стекол вполне может быть с собой.
Основная же масса неполадок идентифицируется визуально. Почти все неисправности, входящие в указанный Перечень, обойдутся водителю максимум в 500 рублей штрафа. Исключение — уже упоминавшиеся проблемы с тормозами, рулевым управлением и тягово-сцепным устройством — с ними придется заплатить за эвакуатор и, возможно, хранение на штрафстоянке.
Еще одна опасность — цвет передних световых приборов, который имеет право быть исключительно белым или желтым. Лампочка любого другого цвета приведет к лишению прав на срок от полугода до года, а незаконно смонтированные устройства для подачи спецсигналов — от года до полутора лет.
Наконец, не стоит экспериментировать с установкой регистрационных знаков, требования к которым тоже содержатся в Перечне. Номера должны быть строго в тех местах, что предусмотрел автопроизводитель. Иначе могут оштрафовать на 5 тысяч или лишить прав на 1-3 месяца.