Сворачивая за местной «Приорой» на горный серпантин, я и не предполагал, что это был старт первого спецучастка импровизированного «Ралли Дагестан» — едва завидев в зеркале надвигающуюся решетку радиатора с ромбом по центру, водитель «Лады» втопил так, что поначалу было страшно именно за него! Но вскоре стало понятно — он знает тут каждую трещинку: все по траектории, моментальная коррекция колебаний на волнах и ни одного лишнего движения. Три десятка километров в погоне за ним пролетели быстро и с удовольствием! После «финиша» мы остановились пообщаться — Priora оказалась на хороших шинах и с заниженной подвеской, а о моторе владелец скромно умолчал. Тест-драйв нового «Дастера» начался весело, и это было только начало...
Обещанного три года ждут
Duster второго поколения представили еще осенью... 2017 года! И с тех пор поклонники модели всё ждали и ждали его в России. Но удивительно, что на продажах старого «Дастера» это никак не сказалось — в прошлом году он занял вторую строчку в рейтинге продаж Renault, уступив только «Логану», а по итогам двух месяцев 2021-го и вовсе вышел в лидеры! Причем вклада нового «Дастера» в этот успех фактически нет — машины только начали поступать к дилерам.
Почему Duster оказался успешнее двух других кроссоверов Renault — «Каптюра» и «Арканы»? Он дешевле, хорош на бездорожье (91% клиентов покупают его с полным приводом), а рубленые формы кузова лучше сочетаются с грубостью характера. Вот эти качества и пытались сохранить при смене поколения и попутно добавить «Дастеру» немного хороших манер. Получилось ли?
Издалека и не скажешь, что это новая модель — Duster и Duster. Чуть обтесали грани, добавили модные светодиодные ходовые огни, подсдулись колесные арки — кроссовер теперь меньше пачкается и не закидывает жижей боковые стекла, хотя с удовольствием намажет грязь на штанину широким порогом — двери их не закрывают (в отличие от «Каптюра» и «Арканы»). Форсунки стеклоомывателей переехали с капота на жабо — зимой придётся очищать от снега и льда пространство под «дворниками».
Сзади новый Duster легко отличить от старого по квадратным фонарям, но они же похожи на оптику компактного кроссовера Jeep Renegade. За счет новых бамперов длина увеличилась на 26 мм (до 4 341 мм), ширина стала меньше на 18 мм (1 804 мм) из-за более плоских крыльев, а колёсная база прибавила символические 3 мм — стало 2 676. А ещё впервые Duster получил 17-дюймовые колеса.
Салон уже известен по «Аркане», но здесь массивная прямоугольная передняя панель гораздо лучше сочетается с внешностью. Главное, что приобрел Duster после смены поколений — это улучшенную эргономику. Появилась регулировка руля по вылету, новые сиденья с поясничным подпором у водителя, подлокотник с небольшим отделением. Джойстик регулировки зеркал теперь слева от руля, а шайба управления полноприводной трансмиссией переехала на центральный тоннель. А основное отличие от интерьера «Арканы» — удобная полочка напротив переднего пассажира. Туда можно положить телефон или очки, прорезиненная поверхность не даст им вылететь.
Сюрпризы под капотом
И речь сейчас не только про пневмоупоры, которых нет даже у куда более дорогих кроссоверов вроде Toyota RAV4 или Kia Sportage. Duster сохранил все прежние двигатели — это атмосферные 1.6 (114/117 л.с.) и 2.0 (143 л.с.), турбодизель 1.5 (109 л.с.), а добавили ему современный бензиновый турбомотор 1.3 (150 л.с.), уже известный в России по тем же моделям Arkana и Kaptur. Старый 4-ступенчатый автомат отправили на пенсию, поэтому единственной двухпедальной версией стал Duster 1.3 с вариатором.
Как едут кроссоверы Renault с этим силовым агрегатом, мы уже знаем, а вот сочетание турбированного 1.3 и шестиступенчатой механики — эксклюзив именно для «Дастера». По статистике, 86% клиентов выбирали кроссовер именно на «ручке», поэтому приняли решение добавить такую версию.
Старт с места будет привычен владельцам машин прошлого поколения — коробка передач здесь такая же, как у дизельных версий («удлинены» только пятая и шестая ступени), поэтому можно смело трогаться со второй (первая здесь, по сути, нужна больше для бездорожья). Главное — привыкнуть к задемпфированной педали газа.
Динамика неплоха! По паспорту турбо-Duster должен разгоняться до сотни за 10,4 секунды, а по замерам (с пассажиром) вышло всего на 0,1 больше. Рычаг коробки радует удобным и массивным набалдашником, ход и четкость переключений — без нареканий. Главный нюанс — между четвертой и пятой передачей есть небольшой «провал» по оборотам, который нужно учитывать при обгонах.
Но главное, что дает этот мотор «Дастеру» — тот самый характер! На кроссовере стало приятно ехать даже в очень бодром темпе. В режиме «Ралли Дагестан» мы проехали несколько сотен километров — подъемы, серпантины, быстрые обгоны. Двигатель начинает тянуть примерно с 1700 об/мин (на них приходится пик крутящего момента 250 Нм) и не киснет до 5,5 тыс. И с учетом основного положения правой педали «в полу» средний расход составил всего 10 л/100 км — а при «вменяемой» езде он падает до 8.
Удовольствие получаешь теперь не только от динамики — Duster «переехал» на модернизированную платформу «Каптюра» и «Арканы», а это значит, что он получил новый электроусилитель и перестал долбить рулем по рукам на каждой трещине асфальта. Усилие тоже стало ниже, что особенно хорошо на бездорожье и в парковочных режимах.
При этом Duster сохранил свою главную способность — мчать по любой дороге! И чем она хуже, тем больше его преимущество. Энергоемкость позволяет не слишком церемониться на грунтовках (нужно только внимательно смотреть за камнями, чтобы не порезать шины), амортизаторы хорошо справляются с волнами и «трамплинами», даже на острых неровностях Renault теперь идет благороднее. И это — на 17-дюймовых колёсах!
Дизельные «Дастеры» были на 16-дюймовых, поэтому мы предвкушали длинный маршрут по грунтовкам и бездорожью. И это был шок! С первых же метров стало ясно, что с настройками тут перемудрили — на волнах он дискомфортно отпрыгивает вверх, соскакивает с траектории на крупных ступеньках в поворотах. И как же так? Выяснилось, что у него более жесткие передние амортизаторы и пружины, хотя при этом он сильнее кренится на дуге.
Откровенно разочаровала динамика — 13,3 секунды до сотни и бесконечные 37 до 150 км/ч (против 24 секунд у 150-сильного кроссовера) делают дизельный Duster плохим партнером для дальних поездок, обгоны на двухполосках даются ему куда тяжелее. Да и расход топлива на 100 км всего на пару литров меньше, чем у бензинового «Дастера» — обороты на крейсерских скоростях на высшей передаче слишком высоки.
Хуже придётся и на бездорожье — там, где бензиновый Duster легко взлетает на второй передаче, этот вынуждает тащиться на первой. Узкий рабочий диапазон может сыграть злую шутку — пока будешь переключаться вверх, пропадёт необходимая инерция. Последний гвоздь в клапанную крышку «полторашки» с индексом К9К — мотор натужно ревёт под нагрузкой и громко тарахтит на холостых, попутно передавая вибрации на рычаг коробки. Вычеркиваем.
И насколько дороже стал Duster?
Проведенная работа над устранением недостатков, конечно же, сказалась на ценах. Но эта доплата более чем оправдана! Duster сохранил свои главные качества — крутые внедорожные способности, неприхотливость и надёжную конструкцию. И прибавил в комфорте — стала лучше плавность хода, добавились опции — климат-контроль, датчики света и дождя, боковые шторки безопасности, подогрев задних сидений. Впрочем, от всех минусов до конца не избавились — в новых сиденьях спина все равно устает за целый день, а галогеновые фары, хоть и стали лучше прежних, но всё равно слабо освещают дорогу.
Базовая версия стоит 945 000 рублей (предыдущий стоит от 912 000) — это будет переднеприводный Duster со 114-сильным 1.6 и пятиступенчатой механикой. Но за эти 33 тысячи разницы вы получите вторую подушку безопасности, электрорегулировку и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, розетку на 12В сзади и центральный замок.
Полноприводные «Дастеры» с двигателем 1.6 (117 л.с.) и шестиступенчатой механикой начинаются с исполнения Life и с отметки 1,15 миллиона рублей (прежний стоил 1 086 000). Добавляются кондиционер, регулировка руля по вылету и аудиосистема. Доплата за 2-литровый двигатель (143 л.с.) составит 60 тысяч. Турбодизель (109 л.с.) потребует ещё 20 тысяч.
Renault Duster с турбомотором 1.3 (150 л.с.) стоит минимум 1 340 000 рублей с механикой (доплата за вариатор — 60 тысяч), что на 50 тысяч дороже, чем «Дастеры» с бензиновым 2.0 и, соответственно, на 30 тысяч — чем дизельные «Дастеры». Небольшая доплата за совсем другое качество езды.
Кстати, Renault официально разрешает заправлять такие «Дастеры» бензином «Аи-92». Наш тест-драйв по Якутии и Магаданской области показал, что даже в экстремальных условиях при температурах почти до минус 60 градусов отсутствие «95-го» не влияет на способность машин ехать дальше и не вызывает «новогоднюю елку» на панели приборов. Так что, если вам нужно сочетание хорошей динамики, экономичности и лучших способностей на бездорожье, то этот силовой агрегат становится единственным верным выбором.