Начав путь в автоспорте с официальных соревнований по ралли-спринту, джип-спринту и ралли третьей категории, герой нашего рассказа Александр захотел разнообразить рельеф трасс и попробовать себя в трофи-рейдах. Однако выступая несколько лет в трофи, ощутил отсутствие динамики соревновательного процесса — часть дистанции в трофи-рейдах автомобили преодолевают исключительно с использованием лебедок.
Ралли-рейды — это совокупность всего вышеперечисленного: грунтовые дороги, пески, броды и высокие скорости. С первого старта в ралли-рейдах в 2007 году, Александр Пономаренко продолжает участвовать преимущественно в этой дисциплине. Александр — пилот. Штурманы были разные: Алина Сергеева, Дмитрий Кожухов, Павел Милосердов. Сейчас, в зависимости от соревнований, экипаж выступает в составе с Дмитрием Рожновым, Инной Пономаренко, Екатериной Ковалевой и Андреем Бородиным.
Итак, начинать первые шаги в Кубке России было проще всего с отечественных автомобилей и класса «Национальный». Наиболее бюджетным вариантом оказалась Lada 4x4. Александр полностью подготовил машину к соревнованиям сам, тем самым получив бесценный опыт по созданию спортивных автомобилей. Тогда он даже не мог представить, что однажды сядет за руль UAZ, но переворот на «Ниве» на первом этапе сезона 2016 кардинально поменял все планы.
История подготовки УАЗа: начало
Так совпало, что в это время знакомый предложил купить старенький спортивный УАЗ. На автомобиле стоял каркас безопасности, доработанный двигатель, требующий ремонта, и американские амортизаторы. Недельная дискуссия со штурманом Дмитрием Рожновым, который уже выступал на различных УАЗиках, привела к покупке сразу двух автомобилей. Один — стандартный УАЗ-31514 2004 года, второй — приобретенный в качестве донора спортивный UAZ Hunter 2007 года выпуска.
При постройке ралли-рейдового автомобиля класса «Национальный» особое внимание уделяется усилению рамы и кузова. Рама была взята от УАЗ-31514, крыша, двери, капот, передние крылья — от УАЗ Hunter. Раму повторно проварили, в местах соединения элементов и в других необходимых местах добавили накладки. Раму выкрасили в белый цвет, чтобы было легко обнаруживать появляющиеся в ходе соревнований трещинки. Кузов автомобиля получил вварной омологированный каркас безопасности и был окрашен в фирменный зеленый цвет команды ONE-Up Motorsport.
Салон — полностью переделан
В салоне установлены омологированные сиденья Sparco Corsa и Sparco EVO 2 вкупе с 6-точечными ремнями безопасности Sabelt. Интересно, что их установка жестко регламентирована. Болты крепления сидений требуемой прочности, правильное расположение точек крепления ремней — перед соревнованиями все проверяет технический комиссар.
Очень важно, чтобы экипаж был жестко зафиксирован в кресле, это позволит избежать травм при жестких приземлениях или авариях. Так как, в отличие от классического ралли, экипажи в ралли-рейдах предварительно не проезжают по трассе, возможны случаи, когда пилот недооценивает высоту трамплина или глубину ямы. Поэтому прыжки на трамплинах — дело частое.
Также на борту закреплены огнетушители общим весом 6 кг. Панель приборов самодельная, взята от автомобиля-донора. В автоспорте очень важно эргономичное размещение всех органов управления, переключателей, тумблеров, размещение предохранителей в области быстрого доступа и т.д. — все это позволяет сэкономить время в ходе соревнований и быстро реагировать в случае нештатных ситуаций.
У штурмана так вообще есть свой личный прибор — штурманский компьютер, который точно измеряет скорость, а также дистанцию до поворота или препятствия по указаниям дорожной книги, выдаваемой организаторами.
Новый двигатель — лучше производительность
Изначально на УАЗ-31514 стоял маломощный двигатель объемом 2500 см3 с нижним распределительным валом. Он был заменен на 16-клапанный двигатель от УАЗ Hunter ЗМЗ-409 объемом 2700 см3, произвели доработку формы каналов головки блока цилиндров. Совместили с ней впускной и выпускной коллектор, чтобы не было ступенек, создающих завихрения потока воздуха. Облегчили клапана.
Установили коленчатый вал с увеличенным на 3,5 мм ходом, что увеличило объем двигателя до 2,85 литра. Поршни выполнены на заказ методом изотермической штамповки, что позволило снизить их вес и повысить прочность.
Цилиндро-поршневая группа развешена по массе. Выпускная система заменена на прямоточную. В системе управления двигателем отказались от штатного датчика массового расхода воздуха, заменив его на датчик абсолютного давления, что потребовало модифицировать программное обеспечение блока управления. На таком спеке автомобиль проездил два года, однако с введением новых технических требований с 2019 года пришлось уменьшить рабочий объем двигателя до штатных значений и использовать стандартную головку блока цилиндров.
Подвеску — заменить и усилить
Штатное сцепление УАЗ, разумеется, не выдерживает гоночных нагрузок, поэтому был установлен комплект от BMW вкупе с облегченным маховиком, переточенным из стандартного. Даже при езде по пескам пробуксовки не возникает, сцепление не требует замены в течение всего сезона.
Подвеска и трансмиссия подверглись значительным изменениям. Мосты установлены старого образца, так называемые разрезные. Передний мост усилен от места скрепления его половин до фланцев крепления поворотного кулака. Шкворни заменены на подшипниковый узел.
Решения по установке шкворней с использованием подшипников, продаваемые в магазинах, не удовлетворяли критерию прочности. Поэтому пришлось изготавливать этот узел самостоятельно с использованием закалки токами высокой частоты. Это позволило снизить усилия на рулевом управлении и повысить надежность узла в целом.
Передние ступичные подшипники штатного размеры были заменены на ступичные подшипники увеличенного размера от Nissan Patrol с применением механической обработки узла. Передние ШРУСы заменены на деталь от Toyota Land Cruiser 80 с последующим изменением шлицевой части крышки ступицы.
В угоду надежности принято решение отказаться от установки блокировки в задний мост, так как даже усиленные задние привода не выдерживали нагрузок. Основная задача по подвеске, которую необходимо было решить, — увеличение ее хода и борьба с подбросами задней части автомобиля.
Соответственно применили пружины, увеличенные по длине, усилили чашки крепления пружин и установили амортизаторы First-Over-All с увеличенными ходами, взятые от донорского спортивного UAZ Hunter. Такие же амортизаторы используются в автомобилях ProTruck на внедорожных бахах в США. Это потребовало изменить точки крепления амортизаторов и даже выпилить части кузова.
Так как маршрут в ралли-рейдах имеет большую протяженность, достигающую порой 500 км в день, потребовалась установка дополнительного спортивного топливного бака объемом 160 литров, который также был переставлен с автомобиля-донора. Все трубки системы питания — авиационного типа, покрытые металлической оболочкой, соединяемые с помощью фитингов.
Любая спортивная техника требует повышенного ухода, и УАЗ не исключение. После каждого этапа команда обязательно проводит полную дефектовку большинства деталей: ступицы, шкворни, привода, полуоси, цепь ГРМ, рулевые тяги, главные пары в мостах. Обязательна и полная протяжка всех узлов. Часто ослабевает крепление рулевого редуктора, иногда генератора или топливной рейки. Спортивные амортизаторы тоже требуют регулярного обслуживания. Сервисный интервал переборки — два раза в год.
Езда в натяг, сменяемая на езду на максимальных оборотах, причем зачастую в экстремальных температурных режимах — в мороз или в жару, требует особого внимания к качеству масла. При достаточном количестве бродов обязательна замена масел в трансмиссии. Замена масла в двигателе делается один раз за сезон, так как команда проводит ресурсные испытания новых масел и важно учесть период их старения при максимальных нагрузках. Сейчас используется металлоплакирующее масло QC OIL с применением присадок VALENA-SV.
Первые соревнования
Старт обновленного УАЗа состоялся в 2017 году на подмосковном полигоне Алабино на первом этапе Кубка России по ралли-рейдам, где экипажу удалось занять призовое место из 10 участников, стартовавших в зачете «Рейд-Спорт».
После юркой «Нивы», знакомство с УАЗом показало, что он очень легок в управлении, прекрасно реагирует на действие рулем и газом. Хода подвески позволяют проходить некоторые ямы ходом, без торможений. Но одновременно с этим выявились и систематические отказы электронной системы двигателя, раздаточная коробка требовала частых переборок из-за быстрого выхода из строя подшипников.
Отказывал датчик положения дроссельной заслонки, датчик абсолютного давления. Растягивалась цепь ГРМ. Решение проблем простое — замена на импортные аналоги. Например, цепь ГРМ заменена на цепь от одного из двигателей Mercedes Benz. Также очень впечатлил «аппетит» автомобиля — он достигает 65 литров 100-го бензина на 100 километров на трассах с обилием песка или грязи.
На втором этапе Кубка России Баха «Коломна» отказ датчика положения дроссельной заслонки перед S-образной узкой связкой поворотов в лесу не позволил вытянуть автомобиль, и ребятам не удалось избежать столкновения с деревом. Тем не менее, прочность «Лягушонка», как называет автомобиль владелец, позволила продолжить соревнования и занять на этапе призовое место.
В итоге на каждом этапе Кубка России 2017 года экипажу удалось подняться на подиум. В 2018 году была поставлена цель проехать все этапы Кубка России и часть этапов Чемпионата России. В Кубке продолжили выступать в зачете «Национальный», а в Чемпионате класс объединили с зачетом «Т2», где выступают импортные внедорожные автомобили — Toyota, Nissan, Isuzu.
На первом этапе сезона 2018 в Ульяновске (Баха «Симбирский тракт») удалось занять 1-е место в классе, 1-е место в командном зачете и 3-е место в абсолютном зачете, уступив только спортивным прототипам. Основная битва за титул обладателя Кубка России развернулась между экипажем героев нашего рассказа и заводской командой Ульяновского автозавода.
Жесткая трасса последнего этапа около Иваново с большим количеством ям, глубоким песком и чередующимися извилистыми поворотами всем изрядно пощекотала нервы. Изначально избрали тактику ехать на больших по диаметру колесах, чтобы не завязнуть в песке. На прямиках теряли время — не хватало мощности двигателя на больших колесах. Но в поворотах отыгрывали упущенное время и опять догоняли конкурентов.
Основная задача была загонять соперников, чтобы они совершили ошибку, или не выдержала их техника. После пятого круга так и произошло. На УАЗе Pickup заводской команды не выдержала трансмиссия. А «Лягушонок» стал обладателем Кубка России по ралли-рейдам 2018. В Чемпионате России, несмотря на малочисленные выезды, удалось подняться на подиум и по итогам занять пятое место в классе «Т2».
В 2019 году из-за высокой загруженностью на работе у экипажа состоялся всего один выезд на гонки — на Баху «Тула», где автомобиль занял первое место в классе (в качестве штурмана выступала супруга Александра — Инна). В сезоне 2020 года досадная поломка троса газа на финальном этапе Кубка России в Тульской области, состоявшемся в последних числах октября, лишила шансов на победу в Кубке России, но позволила занять третье место в Кубке Тульской области. Кстати по городу он не ездит, ведь это машина исключительно для соревнований.