Даже привыкшие к систематическому «затягиванию гаек» автомобилисты заволновались после анонса столичных властей о намерении штрафовать с помощью видеокамер водителей, использующих телефон или (и) не пристегнувшихся ремнем безопасности.
В помощь призваны нейросети, которые с высоким качеством научились распознавать такие нарушения. Эксперимент по отладке технологии, оказывается, проводился с начала года, но письма счастья нарушителям не рассылались. Сейчас Центр организации дорожного движения рапортует о готовности приступить к эксплуатации систем в штатном режиме. Представители даже поясняют некоторые детали технологии.
Декларируется, что все сомнения будут разрешаться в пользу нарушителя. Впрочем, отмашки на запуск системы еще не дали, но автомобилистам, видимо, предлагается начинать бояться уже сейчас. Напомним, штраф за непристегнутый ремень — 1000 рублей, а за использование телефона без «хэндс-фри» — 1500 рублей. При этом закон оставляет возможность оплатить половину суммы в двадцатидневный срок с момента вынесения штрафного постановления.
Из этих нововведений особую тревогу вызывает возможность получить штраф именно за использование телефона. Между тем, норма, запрещающая «пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук», появилась в российских ПДД аж 20 лет назад, но по своей сути так и осталась декларативной.
Даже 85 тысяч нарушений этого вида, попавших в официальную статистику ГИБДД в прошлом году, по большому счету, обнажают лишь верхушку айсберга. Причина в том, что до сегодняшнего дня поймать нарушителя можно было только если факт разговора по телефону инспектор ДПС лицезрел воочию. Да и этого не всегда было достаточно с точки зрения формирования доказательной базы — уж больно тяжело обосновать, что водитель использовал телефон по прямому назначению, то есть для разговора или написания сообщения.
Так ли опасно использовать телефон за рулем?
Да, и все дело в отвлечении внимания. К сожалению, развитие технологий, вопреки заверениям автопроизводителей, лишь усугубляет ее. Механизм влияния на безопасность движения достаточно сложный и состоит из трех основных составляющих.
Первая — аудиовизуальная, она заключается в том, что водитель вынужден сосредоточить зрительную и слуховую функции на коммуницировании с собеседником. Вторая — мануальная: приходится отрывать руки от руля и других органов управления, чтобы найти в памяти аппарата нужного абонента и связаться с ним. Наконец, третья составляющая, самая значимая — это когнитивное отвлечение.
В процессе общения мы вынуждены задействовать мыслительные процессы в ущерб непосредственной задаче — управлению транспортным средством. Если же речь идет не просто о телефонном разговоре, а написании сообщений, в том числе для соцсетей, ситуация становится и вовсе аховой. В сухом остатке имеем высокую аварийность и смертность. Зарубежные эксперты винят отвлечение внимания, в том числе на гаджеты, в каждой пятой аварии. Всемирная организация здравоохранения приводит результаты исследований, согласно которым разговор по телефону увеличивает шанс попасть в ДТП в четыре раза, а написание сообщений — в двадцать раз!
Штраф придет, даже если смартфон используется как навигатор?
Да, ведь камера распознает нарушения не только тогда, если телефон находится у уха. Даже нахождение телефона в руках будет расцениваться как признак нарушения вне зависимости от того, разговаривает ли автомобилист по телефону или пишет сообщение.