В последний день сентября тоннелепроходческий щит «Татьяна» (этим могучим комплексам, настоящим заводам по переработке грунта, принято давать женские имена) прошел последний тоннель глубокого заложения на северо-восточном участке БКЛ. Той самой Большой кольцевой линии, которая в 2022-м должна стать самым протяженным подземным кольцом в мире (пока рекорд у Пекина).
Мэр Москвы встречал событие под землей: на станции «Рижская» Сергей Собянин назвал этот день «знаковым для метростроения» и объяснил, что закончена проходка северо-восточного участка метрокольца. Это 14 километров по сложнейшим грунтам, где строят семь станций БКЛ — от «Нижегородской» до «Марьиной Рощи».
В пресс-службе уточнили: завершена проходка в общей сложности 89 процентов БКЛ, а общая строительная готовность линии — 66 процентов. В километрах и станциях это следует наложить на 70 километров (проектная длина) и 31 станцию (столько будет всего на БКЛ).
В принципе, уже ясно: 2010-е войдут в историю Москвы как годы ударного метростроения: знатоки истории уверяют, что столько станций не открывали даже во времена сталинских пятилеток. В результате ударного капиталистического труда, многие этапы которого ваш корреспондент наблюдал воочию, генподрядчик нового метростроительства АО «Мосинжпроект» открыл три новые линии и около полусотни станций.
О скорости — и элегантности — трансформации сложнейших работ в красивейшие станции и пересадочные узлы вы можете судить, сравнив фотографии.
Перечислю лишь некоторые штрихи, которые остались за кадром, но впечатлили особо. Лет 10 назад мне казалось, что по практичности и удобству пересадок на пригородные электрички нашему метро никогда не сравниться, скажем, с парижским (кто видел, поймет).
Сейчас уверен: БКЛ, которая позволит сделать 23 пересадки на другие линии, не считая МЦК с МЦД, а также на линии железной дороги, будет не хуже. Строятся 22 транспортно-пересадочных узла (ТПУ), на десяти из этих ТПУ для пересадки не понадобится выходить на улицу.
А крупнейший из ТПУ (по проекту — «Рязанская») объединит две новые линии метро (БКЛ и Некрасовскую), станцию МЦК «Нижегородская» и платформу Карачарово Казанской железной дороги.
О технике. Для проходки тоннелей метро в Москве используют 6-метровые и 10-метровые ТПМК — тоннелепроходческие комплексы. Щиты-гиганты, или «десятки», позволяют строить двухпутные тоннели, что ощутимо сокращает сроки работ — строят один большой тоннель вместо двух.
Каждый ТПМК при этом действительно носит женское имя — этой метростроевской традиции больше века, появилась она в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. В московском метро работают щиты с именами «Елена», «Инна», «Надежда», «Виктория» (и другими), у каждого имени — своя история.
Кстати, традиции верны даже подрядчики из китайской корпорации CRCC, которые трудятся на юго-западном участке БКЛ (от «Аминьевского шоссе» до «Проспекта Вернадского»). Они доставили в Москву пять ТПМК, назвав их «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения». Почему? В КНР, оказывается, очень популярен наш сериал «Папины дочки», в честь его героинь щиты и назвали...
Об эстетике. Не секрет, что более 40 станций московского метро сегодня признаны памятниками архитектуры и объектами культурного наследия — «Площадь Революции», «Комсомольская», «Киевская»... Уверен, многие новые станции по красоте архитектурных решений поддержат эту традицию: «Фонвизинская», «ЦСКА», «Рассказовка», «Лухмановская», «Ольховая» — у каждой свое неповторимое «лицо». А уж кому из них суждено получить «памятный статус», время покажет...
Александр Ведерников