12 сентября в Москве прошло очередное ГУМ-Авторалли. Это самое престижное событие сезона классических автомобилей в России, однако в этом году мероприятие было необычным. В ралли участвовали автомобили только одной марки — знакомые каждому россиянину «Жигули».
Причина такой избирательности проста — именно в 2020 году исполнилось 50 лет первенцу марки Lada, модели ВАЗ-2101. Отметить юбилей знаменитой машины, выпущенной тиражом 4,8 млн экземпляров, приехали не только участники ралли, но и многочисленные зрители.
Всего субботним утром на Васильевском спуске собрались 100 классических автомобилей Lada. Это не только «копейки», но и более поздние модели — ВАЗ-2102, -03 и -06. Кроме принадлежности к семейству тольяттинской «классики» автомобили объединяло еще кое-что, а именно соответствие строгим критериям отбора.
Все машины проходили жесткий «фейсконтроль» при регистрации, поэтому площадь у собора Василия Блаженного больше походила на площадку готовой продукции Волжского автозавода в 1970-х годах.
Своеобразная выставка машин перед стартовой площадкой привлекала не только поклонников ретротехники, но и случайных прохожих. Были и глубоко вошедшие в образ типичных советских граждан из 70-х любители «косплея», активно позировавшие многочисленным фотографам. Участникам ралли, впрочем, было не до этого — они готовили машины: полировали хромированные детали и изучали маршрут.
Авто Mail.ru выставил на ГУМ-Авторалли свой экипаж, причем наш редактор участвовал на собственном автомобиле ВАЗ-2101 1981 года выпуска.
Поэтому мы смогли прочувствовать дух мероприятия полностью, ощутить на себе все тяготы сложного маршрута длиной 80 км и понять, что слово «ралли» появилось в названии не просто так.
Среди участников ралли, к слову, были не только владельцы «Жигулей», но и известные персоны. Так, за рулем экипажа под номером 1 стартовал президент компании «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис, а в качестве пилота еще одного автомобиля попробовал свои силы дизайнер тольяттинской марки Стив Маттин.
Какое же ралли без спортивных машин? Их было несколько, но самым ярким экспонатом стала голубая «единичка» под номером 23. Это воистину уникальный автомобиль — точная копия самой первой гоночной «копейки». На таком же автомобиле в 1971 году советские пилоты заняли второе место на знаменитом марафоне «Тур Европы». За руль спортивных «Жигулей» сел директор «Lada Спорт» и действующий пилот заводской команды Владислав Незванкин.
Само ралли меньше всего походило на неспешные круизы ретро-автомобилей по московским улицам. Некоторые «старушки», многим из которых скоро стукнет пятый десяток, демонстрировали неожиданную для такого возраста прыть, удивляя московских водителей. Маршрут организаторы составили очень хитрый и разнообразный — от главных туристических достопримечательностей столицы до промзон. Сама суть соревнования заключалась в посещении контрольных точек, но с огромным количеством нюансов, за игнорирование которых экипаж получал штрафные баллы.
После 4 часов езды по Москве, многочисленных «лайков» от прохожих и получения огромного количества удовольствия от процесса, участники ралли собрались в ГУМе на Красной площади, чтобы подвести итоги и поздравить победителей. Сами же машины выстроили в ряд перед входом в легендарный магазин, что несомненно порадовало гулявших поблизости москвичей и гостей столицы — автомобили моментально «облепили» любители селфи.
Символично, что в самом конце ряда стояла новая Lada Vesta SW Cross — словно подтверждение того, что прошлое и настоящее главной российской марки автомобилей неразрывно связано. И если «копейка» заслуженно получила звание «народного автомобиля», то у «Весты» есть все шансы повторить успех своей культовой родственницы в вопросе завоевания любви россиян.
«Жигули» бывают очень разными. Экземпляр из видео ниже на ГУМ-Авторалли вряд ли бы допустили, но от этого он не становится менее интересным. Почему? Узнаете, посмотрев ролик.