Ленинские сани: история уникального Rolls-Royce

Рассказываем о приключениях раритетного «англичанина», возившего самого важного человека страны

В коллекции Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» есть очень необычный экспонат — единственный в мире автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак») на полугусеничном ходу. Эта машина уникальна не только тем, что вместо задних колес у нее гусеницы, но и тем, что возила Владимира Ильича Ленина.

Источник: Авто Mail

Автомобиль, у которого с завода сзади были установлены обычные колеса, был приобретен для Ленина в Англии осенью 1922 года по заказу компании со сложным названием All Russian Cooperative Society Limited. Фирма эта была учреждена советской кооперативной делегацией в Лондоне летом 1920 года и зарегистрирована в Министерстве торговли Англии. Возглавлял и делегацию, и компанию тогдашний нарком внешней торговли Леонид Красин. Именно эта фирма и выступила в качестве покупателя роскошного «Роллса». Такая схема позволила приобрести машину для Ленина в обход действовавших тогда против молодой Страны Советов экономических санкций.

Машину доставили из Англии в Петроград и сразу же «Роллс» отправился на Путиловский завод.

Там роскошный авто подвергли необычному «тюнингу»: задние колеса заменили на гусеницы, а передние – поставили на лыжи.

Также была установлена печка, ведь в те годы зимы в России были очень холодными, температура падала до 30-40 градусов ниже нуля. После всех доработок Rolls-Royce отправился в гараж первого лица государства.

Этой машиной Ленин пользовался в последние годы своей жизни для зимних поездок из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья. Последний раз выезд высокопоставленного пассажира «Роллс-Ройса» состоялся уже после смерти вождя. В ночь с 21 на 22 января 1924 года после вскрытия тела личный шофер Ленина Степан Гиль на автосанях доставил мозг вождя из Горок в Москву в Институт мозга. Обратный путь автомобиль проделал с грузом в виде цинкового гроба.

В Горках Rolls находится по сей день. Автосаней тех лет осталось достаточно много, но в основном это модели Ford, Paccard и других марок «попроще». Rolls-Royce на полугусеничном ходу — вещь действительно уникальная.

Вживую машина выглядит очень внушительно. Еще бы — ее длина 6 с лишним метров! Высота и ширина равны соответственно 2,1 м и 2,3 м. Масса автомобиля с траками - почти три тонны.

В движение эту махину приводит карбюраторный шестицилиндровый мотор. Цифры в 75 л.с. мощности сейчас выглядят скромными, но для начала 1920-х годов это был очень серьезный результат. Еще больше впечатлял современников Ленина объем двигателя — по меркам того времени 7428 куб. см. мотора были рекордными.

Максимальная скорость «по паспорту» 60 км/ч, но ходят слухи, что шофер Ленина разгонял трехтонную махину и до 80 км\ч. Это вполне возможно с учетом того, что здесь стоит «длинная» четырехступенчатая механическая КПП.

Расход топлива у машины под стать ее размерам — по документам на 100 км пути этот «Роллс» потребляет 38 литров бензина.

К сожалению, сейчас автомобиль не на ходу. Раньше уникальный экспонат обслуживали специалисты завода ЗиЛ и механики «Гаража особого назначения» (ГОН). С середины нулевых годов «Роллс-Ройс» стоит без движения, машине требуется обстоятельная ревизия и замена некоторых деталей.