Уважительное общение — это главное условие минимизации негативных последствий общения с инспектором ДПС. Однако важно еще и четко знать свои права. Почти все, в том числе неоднозначные на первый взгляд ситуации, на самом деле четко регламентированы законом.
Когда инспектор работает не на своей территории
Допустим, вы остановились по требованию инспектора ДПС, но у вас есть сомнения в легитимности не только его действий, но и самом факте его нахождения «здесь и сейчас».
У каждого экипажа ДПС есть закрепленная зона ответственности — пост или маршрут патрулирования, а также время несения службы. Они закреплены во внутренних документах, отчитываться о которых участнику дорожного движения инспекторы не обязаны.
Главный признак того, что корыстный сотрудник не имеет соответствующих полномочий, — отказ составлять какие-либо процессуальные документы. Став свидетелем вашего нарушения или просто видя в вас потенциального «терпилу», он рассчитывает на то, что сможет «договориться», не оставляя следов.
В ваших интересах добиться обратного. Но для этого потребуется принципиальность и желание идти до конца: да, я нарушил, но оформите все по закону. При категорическом отказе жалуйтесь его руководству или в прокуратуру — они гарантированно проверят.
Этот совет теряет смысл, если вы сами за то, чтобы решить проблему на месте с минимальными затратами времени и денег. Но тут есть другая опасность — быть привлеченным к уголовной ответственности за дачу взятки либо попытку сделать это. К счастью или сожалению, таких фактов становится все больше, причем их стараются придавать гласности. Чтобы боялись и дающие, и берущие.
Если же говорить о правильных действиях сотрудников полиции вообще и ГИБДД в частности, то, обнаружив совершение административного правонарушения или преступления, по закону они обязаны пресечь его, остановив нарушителя (преступника), а потом сообщить о данном факте тем, кто имеет право осуществлять соответствующие процессуальные действия — составлять документы, освидетельствовать, задерживать и прочее.
Снимать имеют право и инспекторы, и водители
С относительно недавних пор всем сотрудникам ДПС вменено в обязанность все административные процедуры осуществлять в поле зрения объектива видеорегистратора, установленного в патрульном автомобиле или непосредственно на форме инспектора.
На это есть соответствующее распоряжение руководства МВД России, которое предусматривает
- оснащение всех инспекторов устройствами видео- и аудиофиксации процесса несения службы,
- хранение записей на специальных компьютерах и их просмотр руководством.
Если видеорегистратор имеется, но у нечистого на руку инспектора есть желание решить вопрос с водителем в обход закона, он постарается сделать все, чтобы устройство либо не видело этого, либо по каким-то причинам оказалось неисправным, выключенным и тому подобное.
С выключенными регистраторами инспекторов борются, но пока не сказать, чтобы очень успешно. В любом случае, если вы хотите отстоять свои права, это надо знать.
Воспрепятствовать этому сотрудник не вправе. При решительном протесте — жалуйтесь в прокуратуру.
Именно по причине наличия в патрульном автомобиле видеорегистратора не стоит отказываться от предложения сотрудника сесть к нему в машину. Обязать участника движения это сделать закон не позволяет, а вот предложить не возбраняется. Об этом же прямо говорит адмрегламент, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 года No 664 и регламентирующий процедуру надзора ГИБДД за соблюдением правил участниками дорожного движения.
Психологи и всевозможные, как их теперь принято называть, «автоюристы» садиться в машину инспектора категорически не советуют. Дескать, вы окажетесь на «враждебной» территории, где у инспектора больше шансов подавить ваше сопротивление. Не знаем, насколько это весомый аргумент, но решать вам. Среди прочих бонусов — комфорт ваш собственный и инспектора. Особенно, когда на улице не погожий летний денек, а проливной дождь или мороз.
Если вы останетесь в своей машине и инспектор каждый раз будет бегать к вам, чтобы уточнить какие-то детали или поставить подпись, на снисхождение точно можно не рассчитывать.