28 июля
УАЗ Профи 2.7 MT 4WD
На днях купил для работы профи 19 года, пока привыкаем друг к другу, но по рабочим моментам уже нет вопросов. Взял с новым промтоварным фургоном с...
5
30 июля
Hyundai Tucson 2.0 AT 4WD
Машина не стоит своих денег. Сравниваю с "Дастером" за 1млн. руб. В Hyundai Tucson за 1,73 млн. руб. нет газовых упоров капота (стоимость 3 евро),...
3.3
Все отзывы
14 марта 2020 08:00, Новости, источник: BBC News Русская служба

Что ждет российскую авиацию из-за пандемии коронавируса

Большинство российских авиакомпаний потеряло возможность летать в страны Европы из-за коронавируса. Ранее им ограничили полеты в Китай и Южную Корею. Для компаний это означает миллиардные убытки. Как это повлияет на российскую авиацию и цены на билеты?

С 13 марта Росавиация ввела временный запрет на пассажирские авиаперевозки в Германию, Францию, Испанию и Италию. Всего, по данным источника ТАСС, ограничения коснутся 700 рейсов.

Исключение составляют рейсы в несколько городов — Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону и Париж — из терминала F столичного аэропорта «Шереметьево». Это базовый аэропорт «Аэрофлота».

«Чартерные рейсы будут осуществляться при условии перевозки в указанные страны их граждан и граждан иных стран и в Российскую Федерацию граждан России (до полного вывоза указанных граждан в их страны)», — говорится в документе Росавиации. В нем не уточняется, касаются ли ограничения только российских авиакомпаний.

Некоторые иностранные перевозчики уже сами сократили свои рейсы — в том числе в Россию.
Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

 Уже после введения ограничений со стороны российских властей Lufthansa объявила, что приостанавливает полеты из Франкфурта-на-Майне и Мюнхена в Москву («Домодедово») и Санкт-Петербург.

Тем не менее российские перевозчики из-за ограничений могут потерять, по оценкам аналитиков, около 30% рынка. К осени российская авиация может попасть в «идеальный шторм», подобный тому, что случился в 2014—2015 годах.

В эти годы произошла девальвация рубля, темпы роста экономики резко замедлились, а Россия разорвала авиасообщение с Украиной, а затем приостановила авиасообщение с Египтом. Все это привело к резкому снижению спроса на авиабилеты и падению доходов компаний. К концу 2015 года серьезные сложности испытывали две крупные компании — «ЮТэйр» и «Трансаэро». «Трансаэро» прекратила полеты в сентябре 2015 года. Суды по долгам и обязательствам компании, которая была второй по размерам после «Аэрофлота», идут до сих пор.

Убытки российских компаний от ограничения полетов в Китай, Израиль, Италию, Испанию, Францию, Германию и другие страны могут составить 70−100 млрд рублей (0,9 — 1,3 млн долларов) в 2020 году, пишет РБК.

Русская служба Би-би-си разбиралась с тем, как российская авиаотрасль переживет новый «идеальный шторм», а также с тем, как это отразится на пассажирах и стоимости билетов.

Кто уже объявил об изменении маршрутов?

Российские власти отвели для пассажиров, прибывающих из стран, опасных с точки зрения распространения коронавируса, терминал F аэропорта «Шереметьево». Сюда прилетают путешественники из Китая, Южной Кореи, а теперь и из Германии, Франции, Испании и Италии. В основном эти рейсы осуществляет «Аэрофлот».

Другие крупные российские авиакомпании уже отменили рейсы в европейские страны.

11 марта S7 объявила об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию. Об этом же заявила авиакомпания «Россия», дочка «Аэрофлота». 12 марта компания «ЮТэйр» объявила, что вслед за рейсами в Милан, которые она отменила до этого, с 13 марта прекратит полеты в Берлин. Рейсы будут приостановлены до 31 мая 2020 года. Лоукостер «Победа» приостановил полеты из Москвы в Берлин, Баден-Баден, Кельн, Лейпциг, Мемминген и Жирону.

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

«Аэрофлот» заявил, что сокращает полетную программу в Европу, хотя и продолжает выполнять рейсы из Москвы в Рим, Париж, Мадрид, Барселону, Берлин, Мюнхен и Франкфурт — именно эти города стали исключениями в указаниях Росавиации.

По оценке ведущего эксперта НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, всего российские компании могут потерять от 25% до 30% рынка с учетом ограничений на полеты в азиатские страны и четыре европейские страны.

Даже «Аэрофлот» вряд ли выиграет от создавшейся ситуации. По итогам года, по мнению аналитика ВТБ Елены Сахновой, авиакомпания может недосчитаться 5 млн пассажиров.

Что будет с купленными авиабилетами?

Из-за запрета компании вынуждены возвращать деньги пассажирам и менять билеты без штрафов.

S7 уточнила в своем заявлении, что предложит пассажирам отмененных рейсов оформить возврат полной стоимости билетов, а также предоставит возможность без штрафов обменять их на более поздние даты или другие направления. «ЮТэйр» обещает пассажирам, успевшим ранее купить билеты в Милан и Берлин, вернуть их полную стоимость без штрафных санкций. Также компания предлагает обменять их на билеты в Ригу, Вену или Минск с датой вылета до 31 мая без доплат и штрафов.

При этом у каждой компании своя процедура отмены или возврата билетов.

Как отмечала Ассоциация туроператоров, чтобы не возвращать билеты и сохранить хоть какие-то деньги, компании пытаются переоформлять максимальное количество билетов. Каждый день новые страны закрывают границы для иностранцев или целенаправленно для граждан России. Так, 12 марта Словакия закрылась для иностранцев и остановила пассажирское сообщение. Чехия прекратила выдавать шенгенские визы. Авиакомпания «Победа» прекратила полеты в эти страны. Тем, кто не успел улететь, деньги обещают вернуть автоматически.

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

Что будет с ценами на билеты?

На цены на билеты помимо массовой отмены рейсов также влияют курсы валюты. Рубль уже несколько недель дешевеет к доллару и евро. Это может привести к росту цен как на внешние, так и на внутренние перелеты.

Цена на авиабилет в том числе зависит от того, какой курс взаиморасчетов между сторонами используются в системах бронирования. В ночь с 11 на 12 марта этот курс вырос на 10% — вслед за изменением курса рубля от российского ЦБ. Соответственно, билеты подорожали. В себестоимость билетов на внутренних направлениях заложено примерно 30% издержек в валюте в виде лизинговых платежей за самолет и техническое обслуживание, подсчитал Андрей Крамаренко. Если курс валюты растет на 10%, это прибавляет примерно 6% к издержкам за каждый перелет, полагает он.

Однако компании могут не решиться поднимать цены, несмотря на возросшие издержки.

Проблема в том, что конкуренция на внутренних рейсах также вырастет, так как многие компании будут переориентироваться на внутренние направления. Для компаний это может обернуться потерями.

Сильная конкуренция и снижение спроса на билеты в итоге могут привести даже к тому, что цены будут снижаться по сравнению с предыдущим годом, полагает главный редактор авиационного портала Avia.ru Роман Гусаров. Это может произойти уже в летний сезон — в это время, когда компании собирают основную выручку.

«Очевидно, что когда нет спроса, компании будут снижать цены. А куда им деваться? Без выручки авиакомпании существовать не могут», — отмечает эксперт.

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

Обычно в феврале цены самые низкие, дальше они ползут вверх в преддверии сезона. В этом году, по мнению экспертов, цены могут и не поползти вверх.

«В этом году роста не будет, потому что спроса нет. Нет весенних, нет летних бронирований, у авиакомпаний нет выручки от будущих продаж. Перевозчикам придется привлекать людей, чтобы они побороли свои страхи и полетели», — отмечает Гусаров.

12 марта «Аэрофлот» заявил, что снизит цены на некоторых международных направлениях на 10%.

Кто понесет больше издержек?

Крупным авиакомпаниям придется сложнее, чем маленьким, потому что за несколько месяцев низкого спроса и простоя могут скопиться значительные убытки, полагает Роман Гусаров. Государство, по его словам, должно быть заинтересовано поддержать перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса дотации могут понадобиться и другим отраслям, и до авиаторов поддержка не дойдет.

По мнению Гусарова, осенью 2020 года на российском рынке может произойти банкротство кого-то из игроков — как это произошло с авиакомпанией «Трансаэро» осенью 2015-го.

Даже «Аэрофлот» — компания, которой удалось в наибольшей степени сохранить свою полетную программу, — пострадает от сложившейся ситуации. По данным Росавиации, загрузка рейсов «Аэрофлота» уже снизилась на 4%.

На китайском направлении «Аэрофлот» мог просчитаться, полагает Сахнова. Необходимость отправлять недозагруженные рейсы может оказаться более убыточной, чем отмена рейсов — даже с учетом необходимости выплачивать стоимость операционного лизинга. «Аэрофлот» может понести убытки и сейчас, даже с учетом того, что, скорее всего, останется единственной российской компанией, выполняющей рейсы в несколько европейских столиц.

«Аэрофлот», возможно, все еще надеется на билеты, купленные заранее. Но на самом деле большинство пассажиров сдадут билеты. И что хуже того, сократятся прибыльные перелеты в бизнес-классе, — отмечает Сахнова.

В то же время сценарий, при котором «Аэрофлот» останется монополистом на рынке, невыгоден регуляторам и другим участникам рынка — например, аэропортам — потому что тогда компания сможет диктовать свои условия, продолжает Крамаренко.

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

По словам Елены Сахновой, нынешний кризис будет проверкой менеджмента авиакомпаний — именно от них, а не от размера господдержки, будет зависеть то, сколько компаний переживут снижение спроса. Есть компании, которые вошли в кризис в сложном положении, например, «ЮТэйр». Но для всех остальных начинается нормальная бизнес-деятельность — необходимо договариваться с партнерами, в частности, с лизинговыми компаниями.

Ситуация действительно похожа на ту, что сложилась в 2014—2015 годах, считает Андрей Крамаренко — но отчасти она еще сложнее для российских авиаторов.

В последующие после кризисных для отрасли годы власти, в частности, отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиакеросин и дифференцированную ставку за обслуживание, например, за аэронавигацию. Российские компании платят за нее меньше, фактически получая преференции за счет иностранных конкурентов, которые летают над Россией.

«Огромный набор мер поддержки выбран и освоен. У государства нет [больше] ресурсов, чтобы вкладывать деньги в отрасль», — говорит эксперт.

Поможет ли государство авиаотрасли?

Заявлений о том, что правительство поможет авиакомпаниям, действительно не было. Более того, перевозчики уже не первый год несут убытки, в том числе по вине государства. Российские перевозчики начали жаловаться на рекордные убытки в 2018 году — одной из главных причин был резкий рост цен на авиакеросин.

Они просили правительство помочь компенсировать эти убытки.

В конце октября 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года «представить в случае необходимости предложения с соответствующими обоснованиями по размеру единовременной компенсации расходов авиакомпаний в связи с ростом стоимости авиационного топлива с целью сдерживания цен на пассажирские авиационные перевозки».

Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»

В середине октября 2019 года Путин снова поручил правительству до ноября выделить из резервного фонда средства на компенсацию расходов авиакомпаний, возникших в результате роста цен на авиакеросин в 2018 году. В конце февраля 2020 ассоциация обратилась к недавно назначенному премьеру Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с компенсациями. Но они так и не были выплачены.

В 2019 году российские авиавласти запретили полеты из России в Грузию. По данным «Ведомостей», потери авиаперевозчиков составили около 3,2 млрд рублей. Однако по данным на ноябрь 2019 года, компенсацию авиакомпании, среди которых «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7, так и не получили.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта предсказывала убытки за 2019 год в размере 40 млрд рублей против 51,7 млрд в 2018-м.

Главные автомобильные новости недели — в видео ниже.

Во время загрузки произошла ошибка.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
19
Алексей Хромов
ааааа, паника!!!!!!!!!!!!!!
СсылкаПожаловаться
Art
Проблема спасения утопающих есть дело рук самих утопающих. Это рынок...
СсылкаПожаловаться
александр сурнин
70 миллиардов рублей это 0,9 миллионов долларов?это че за курс такой
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru