Когда на самом деле появилась марка Porsche

День рождения легендарного бренда определить сложно, уж больно много всего успел его основатель за свою жизнь. Тем не менее, некой точкой отсчета считается 6 марта 1931 года, когда в Штутгарте открылся офис под вывеской Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG.

Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG означало «Акционерное общество почетного доктора инженерных наук Фердинанда Порше».

Фердинанд Порше знаменит как создатель самой популярной модели в истории автомобилестроения. VW Beеtle выпускался с 1938 по 2003 год и разошелся по всему миру тиражом более 21 млн экземпляров.

Инженерное бюро, открывшееся 6 марта 1931 года, предлагало услуги в сфере «Конструирования и консультаций по разработке двигателей и автомобилестроению». Недостатка заказов не было.

Что и не удивительно, к тому времени Порше оказался, пожалуй, наиболее известным автомобильным конструктором Европы. И в этой связи немного странно, что посвященная концерну Porsche статья в нынешней Википедии начинается со слов «немецкий производитель автомобилей и солнцезащитных очков».

Компания Porsche когда-то считалась самой высокодоходной автомобильной фирмой в мире в пересчете на прибыль от каждой проданной машины

Быть может, это объяснялось еще совсем недавно действующей тактикой продаж марки, когда каждый находящийся на сборочном конвейере спорткар уже имел своего владельца. Склада у компании не было.

Впрочем, основная прибыль бренда формируется не только благодаря марже от продажи автомобилей. Porsche по-прежнему успешно занимается инжинирингом по заказу самых разных компаний. А наиболее прибыльным с некоторых пор и вовсе считается инвестиционный департамент концерна.

Торговля ценными бумагами — конек Porsche равно как и создание спортивных автомобилей. Так что очки от солнца, будь они даже самыми крутыми в мире, в этом списке должны оказаться отнюдь не на ведущих позициях.

Основатель династии Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в городке Мафферсдорф (Богемия), в семье жестянщика — владельца мастерской. Тогда это была Австро-Венгрия. Сегодня же это местечко находится в Чехии и носит имя Вратиславице.

Фердинанд был хоть и третьим ребенком в семье, но стал наследником дела отца. С 15 лет работая в мастерской, он построил свой собственный генератор, благодаря которому в доме было электричество. Роскошь по меркам Мафферсдорфа — тогда лампочки освещали только жилье городского бургомистра.

После окончания начальной школы он отправился в Вену слушать лекции в технической школе. Параллельно подрабатывает в небольшой фирме по производству электродвигателей.

Электромобили Porsche — это нормально

Уже в 1898 году инженер Порше поступает на работу в компанию Lohner, где сразу принимается за дело. Уже в 1900 году на автосалоне в Париже был показан автомобиль, по сути, опередивший время. Речь идет о машине под именем Lohner-Porsche. Это был электромобиль, способный развивать скорость до 40 км/ч!

Таким образом, рассуждения о том, что истинный Porsche не может и не должен быть электромобилем, которые мы частенько слышим сегодня (после премьеры Taycan), в корне несостоятельны. У первого Porsche два 2,5-сильных электродвигателя располагались в ступицах передних колес. Заряда аккумуляторов хватало примерно на час езды.

Электрокар тогда признали лучшим автомобилем выставки, а чуть позже 25-летний инженер дооснастил машину бензиновым мотором. Небольшой ДВС вращал генератор, который подзаряжал аккумулятор, а тот в свою очередь питал силовые электромоторы.

Порше построил первый в мире плагин-гибрид

Карьера молодого и талантливого инженера развивалась стремительно. 1906 год — Порше технический директор и главный конструктор венской фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler. Под его руководством создаются модели Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR.

В 1910 году в гонке на приз принца Генриха Austro-Daimler одерживает абсолютную победу — компания завоевала весь пьедестал почета. Интересно, что в этой гонке Фердинанд заявил о себе еще и как гонщик — за рулем первой машины сидел именно он.

Механиком Порше в той гонке был юноша по имени Иосиф. Позднее он станет известен как Иосиф Броз Тито

За разработку военной техники (машин с гибридными силовыми установками, моторов для дирижаблей и самолетов) в годы Первой мировой войны не имевший полноценного высшего образования Порше удостоился звания заслуженного профессора Венского технического университета и получил от кайзера крест «За заслуги».

В 1926 году Фердинанду достается должность главного инженера Daimler-Benz AG, где под его руководством создаются все автомобили компании. Однако наиболее знаменитыми Mercedes, разработанными под началом Порше, стали спортивные модели S и SS.

Знаменитые компрессорные Mercedes 20-х годов прошлого века — заслуга Порше! В эти годы немецкий автоспорт был на первых позициях в Европе.

Уже будучи главой собственной инжиниринговой корпорации, Порше едва не заделался советским промышленным министром. Сталин в 32-м много возил его по заводам в СССР, пытался соблазнить масштабами будущей деятельности.

Вождю был нужен гений инженера для строительства в первую очередь военной техники — танков, самолетов и автомобилей. Однако Порше отказался, и стал работать... На Гитлера, который еще в середине 30-х годов сделал серьезную имиджевую ставку на народный автомобиль, дословно — «volkswagen».

А перед этим, в 1932-м Фердинанд Порше изобрел торсионную подвеску, используемую в дальнейшем всеми автопроизводителями.

Еще чуть позже по заказу фирмы Zundapp были построены три экземпляра Volksauto, ставшего прообразом знаменитого «Жука» (нем. Käfer). Историки уверены, что если бы Порше создал одну лишь эту машину, его имя и тогда вошло бы в историю мирового автопрома и заняло достойное место в зале автомобильной славы.

Первые ходовые прототипы Käfer появились уже в 1935 году, а в 1936 году начинается строительство завода для выпуска этой модели. Однако появление первых серийных VW Käfer (VW Beеtle) в 1938 году предваряла одна некрасивая история. Фактически он стал финансовой пирамидой, а его будущие покупатели — обманутыми вкладчиками.

Национал-социалисты для создания машины организовали сбор средств у народа. Разработанная ими программа предусматривала, что каждую неделю рабочий должен перечислять на специальный счет пять марок. И спустя 3 года 8 месяцев он накапливал бы 990 марок, на которые и должен был получить автомобиль под названием KdF (с нем. «сила через радость»).

Дело выгорело: более чем 330 тысяч немцев собрали 110 млн марок. Но вместо машин в 1939 году они получили повестки в армию. А первые серийные «Жуки» отправились на госслужбу.

Спорный вклад

Фердинанд Порше был человеком своего времени и своего государства, поэтому сегодня его сложно обвинять в сотрудничестве с Гитлером. Кстати, после войны именно по этой причине он отсидел в тюрьме 20 месяцев, откуда вышел уже больным человеком. Его вклад в техническое оснащение гитлеровской армии можно оценивать по-разному.

Но сложа руки Порше точно не сидел. Во-первых, на базе VW Käfer им было создано несколько весьма удачных военных тактических автомобилей, включая амфибию. KdF-62, KdF-82 — знаменитый Kübelwagen («автомобиль-лоханка»). А кроме того, всю войну он работал над тяжелой техникой.

Его версия тяжелого танка «Тигр» — Panzerkampfwagen VI Tiger P, Porsche Typ 101, правда, в серию так и не пошла. В войска ушел лишь единственный действующий прототип, который был уничтожен, а на восточном фронте воевал проект фирмы «Хеншель».

Проблема танка Порше оказалась в электромеханической трансмиссии. Танк работал по принципу современных БелАЗов и наиболее тяжелых и мощных бульдозеров, когда ДВС вращает только генераторы, которые в свою очередь снабжают питанием несколько маршевых электромоторов. Танк признали слишком дорогим, для производства его электрической части требовалось слишком много меди.

Слава богу, не увидел свет и последний танковый проект Порше — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus («Панцеркампфваген» или «Мышонок») — сверхтяжелый танк, спроектированный в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше по мотивам патологических фантазий фюрера.

Гитлер страдал классической гигантоманией. Самый тяжелый из всех танков когда-либо воплощенных в металле (масса — 188,9 тонн). Построено всего два экземпляра, ни один из которых к счастью не воевал. Сегодня «Мышонка» можно встретить в Бронетанковом музее в Кубинке.

Зато изрядно повоевали, начав свою смертоносную карьеру под Курском, да к тому же успели вызвать в Красной армии изрядную «фердинандофобию», самоходные артиллерийские установки «Фердинанд». Да, названные именно по имени нашего сегодняшнего персонажа. Всего на фронт отправили 91 машину.

Для 40-х годов их конструкция была беспрецедентной: карбюраторные 12-цилиндровые моторы по 265 л.с были расположены параллельно. К фланцу коленвалов крепились генераторы постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

От них электричество шло на два тяговых электродвигателя Bosch мощностью по 230 кВт каждый. Электромоторы вращали понижающие планетарные редукторы, которые соответствовали своей тяговой звездочке на гусенице. Собственно, это и была схема, предложенная Порше для «Тигра».

Предок «девятьсот одиннадцатого»

Закончить мы решили автомобилем Porsche, который был уже сугубо мирной продукцией. Технически и компоновочно он вобрал в себя многие идеи Фердинанда Порше, реализованные им в VW Betle, но качественно был уже совершенно другим.

Это был автомобиль класса «Люкс», технических, идеологических и эстетических наследников которого мы до сих пор встречаем на дорогах. Работы над Porsche 356 уже после войны, пока отец находился в тюрьме, возглавил сын мэтра — Ферри Порше, который так же был автомобильным инженером и конструктором.

17 марта 1949 года на 19 Международном Женевском автосалоне впервые для широкой публики были представлены купе и родстер Porsche 356. В 1951 году от сердечного приступа в возрасте 75 лет умирает Фердинанд Порше.

После смерти отца империю возглавил сын — тоже Фердинанд Порше (внук, кстати, тоже Фердинанд — традиция), а потом началось самое интересное...