Когда мы анонсировали этот материал, комментарии читателей разделились пополам. Одни писали, что мы выжили из ума, потому что нельзя сравнивать Jimny с «поделкой под названием УАЗ», а вторые — что бредово сравнивать с УАЗом какой-то «квадроцикл с крышей». Это значит, что мы всё сделали правильно, и рассказывать о «сравнении несравнимого» будет интересно. Хотя бы потому, что предстоит убедить вас в том, что у этих машин может быть общая аудитория, перед которой стоит именно такой выбор.
Так почему такой состав?
Далеко не всегда автомобили используются по назначению: сколько колесящих по нашим дорогам внедорожников никогда не съезжает с асфальта, сколько спорткаров не видит ни трека, ни гор, сколько вместительных седанов возят одного лишь владельца и никого больше. Люди просто покупают модели, которые ближе всего к их представлениям об удобном и желанном автомобиле, — и ездят на них. И неважно, что зачастую не используют и половину их возможностей.
С этой точки зрения и Патриот, и Jimny одинаково бессмысленны. И не говорите про практичность УАЗа для большой семьи и про «больше автомобиля» — семьи бывают и маленькими, и тогда уже Jimny выглядит рациональнее. Давайте лучше посмотрим на эти машины как на инструмент специального назначения. Автомобиль для приключений и познания окружающего мира, для получения кайфа от езды вне асфальта.
Сегодня в бюджете полтора миллиона кроме этих двоих больше нет ни одного полноценного внедорожника с автоматом. Да и вообще внедорожников негусто. Кто-то вспомнит устаревшие «Нивы» (что Lada, что Chevrolet), но вместо них (а также для подстраховки) мы взяли интересную подержанную альтернативу. Комплексно доработанный Land Rover Defender общим бюджетом в тот же миллион пятьсот.
Для чего покупают внедорожник?
Мотивы купить «мостовой джип» могут быть разными. Например, ради досуга: охоты-рыбалки, краеведения, семейных выездов выходного дня, офроуда ради офроуда, прогулок по лесу или горам, путешествий-экспедиций, поисковой деятельности, приключений на заброшенных удалённых объектах. Или ради необходимости: работы на пересечёнке или проживания в местности, где вообще нет нормальных дорог. От того, какие цели стоят перед покупателем внедорожника, во многом зависит и выбор. Но в любом случае, если есть всего полтора миллиона и нужна новая машина, вариантов немного.
Даже не садясь за руль, несложно предположить, в чём каждый из автомобилей переиграет соперника. Jimny благодаря миниатюрности (меньше 3,5 м в длину) и малой массе (1,1 тонны) должен быть хорош в лесу, на рыхлых грунтах и крутых косогорах. Последнее я оценил ещё на премьерном тесте в Калмыкии, где Jimny невозмутимо ползал по изборождённому рвами крутому рельефу холмов. Патриот, в первую очередь, универсальнее: огромный салон и багажник позволяют не только вольготно разместиться вчетвером-впятером, но и положить в багажник канистру топлива, инструменты и прочий «шмурдяк». В Jimny для этого придётся пожертвовать вторым рядом — без вариантов.
Далее всё не так очевидно: клиренс у обоих 210 мм, свесы и бамперы у Патриота массивнее, а колёсная база больше, плюс он тяжелее. Внедорожный арсенал схожий: подключаемый полный привод (причём у УАЗа управляющей актуатором крутилкой, а у Jimny — механическим рычагом, не всегда чётким), понижающая передача, электронная имитация блокировок и опциональная механическая блокировка заднего дифференциала на Патриоте. А ещё УАЗ почти вдвое тяжелее Suzuki — он весит две тонны. Априори Jimny выглядит более проходимым, но реальные условия показали, что практика не всегда совпадает с теорией.
Куда и зачем мы отправились
Всякий внедорожный маршрут предполагает наличие цели — мы выбрали эпическую копательную машину в карьере близ подмосковного Воскресенска. Пробраться туда можно и на кроссовере, если знать нужные дороги. Конечно, мы выбрали путь посложнее: с валунами, колеями и канавами, но, правда, почти без воды и грязи — всё замёрзло. Дачные дороги, ведущие к окружающим карьер просекам, состоят из ухабов, рытвин и пологих крупных ям.
Пробуем ход побыстрее, и Jimny вновь (после астраханских степей) демонстрирует впечатляющую энергоёмкость подвески. Он не раскачивается и не козлит — подвеска работает по-раллийному пружинисто и позволяет с комфортом двигаться по разбитым грунтовках в любом темпе. Разве что острые стыки и крупные ступеньки могут здорово встряхнуть кузов или даже замкнуть амортизаторы.
Патриот настроен иначе. Его кредо: больше хода — меньше ям. На небольших скоростях он собирает все кочки, которые постоянно толкают кузов, превращая салон в вибростенд. Но если пересилить себя и увеличить скорость, то внезапно демпфирование становится адекватным происходящему: да, потряхивает, но и ход приличный, и под колёсами далеко не гладь. Уже сравнимо с Jimny. Правда, по уровню акустического комфорта УАЗ отстаёт — во время тряски слышно много паразитных шумов — тут лязг, там дребезг, здесь скрип. Да и силовой агрегат с трансмиссией работают громче, чем на японской машине — тоже далеко не бесшумной.
Но вот дорога «да я здесь на своей девяточке проеду» заканчивается, и мы попадаем на остатки железной дороги, некогда проложенной в лесу. Теперь она разрушена, и чтобы проехать дальше и не слишком расчесать днища, придётся решать задачки на геометрию. Первым пускаем вроде бы оптимальный по углу переката Jimny (меньшая база при одинаковом клиренсе), но не учитываем одной особенности «японца».
Мощные продольные рычаги, которые соединяют мосты с рамой, достаточно сильно торчат вниз, а ещё сильнее выступают приваренные к раме уши их креплений. Поэтому переваливаться через камни, пни, стволы и подобные препятствия на Suzuki не очень комфортно — реально места под днищем не так уж и много, и зацепить что-то проще простого.
Патриот — другое дело. При одинаковом дорожном просвете его «внедорожный просвет» намного больше, чем у Jimny. Из днища в пределах колёсной базы ничего не торчит, поэтому те же препятствия, которые доставили столько страданий компактному японскому внедорожнику, отечественный исполин почти не заметил. Хорошим подспорьем УАЗу стал автомат: машина здорово ползёт внатяг даже без понижайки — её можно припасти только для крутых уклонов и сложной колеи. Для остальных задач достаточно тяги верхнего ряда трансмиссии. Тем более что на понижайке деактивируется система стабилизации — а вместе с ней и эффективная электронная имитация блокировок.
А вот Jimny не отключает электронику ни на пониженной, ни на обычной передаче. И для пущей плавности вождения (с учётом менее мощного двигателя и обусловленной геометрией необходимости в более деликатной траектории) оптимально использовать режим 4L. При этом имитация блокировок на Suzuki работает лучше: колёсам требуется меньше пробуксовки до момента применения системой спасительного подтормаживания, а происходит последнее мягче, чем на Патриоте. В конечном итоге на препятствие с помощью ESP заскакивают оба, но УАЗ делает это с заметно большим рывком.
Следующая секция — замёрзшие глубокие колеи, которые когда-то по раскисшей грязи пробили подготовленные внедорожники. Здесь пасуют оба стандартных автомобиля — нижняя точка под днищем и у Патриота, и у Jimny находится в 210 мм от поверхности. Это «яблоки» мостов. Поэтому машины в одном и том же месте уткнулись картерами редуктора в мёрзлый грунт. Пришлось привязывать их тросом к лифтованному «Дефендеру» на больших колёсах, чтобы немного протащить до выезда из засады — не хватало буквально пары сантиметров запаса.
В целом в условиях бездорожья средней полосы России Патриот едет увереннее, чем Jimny. К Suzuki хочется сразу прикрутить тюнинг: хотя бы колёса побольше и защиту днища, чтобы комфортнее чувствовать себя перед твёрдыми высокими препятствиями. Но в лесах он хорош, потому что юркость позволяет брать в принципе недоступные крупным внедорожникам траектории. Правда, моральная проходимость стильной нарядной игрушки ниже, чем у большого, относительно кондового и всё равно неизбежно ржавеющего Патриота. Поэтому кузов Jimny меньше хочется царапать ветками и прикладывать к стволам деревьев.
А если по асфальту?
Повседневная езда — не то, ради чего стоит покупать эти машины. Но многие выбирают Патриот именно как единственный и универсальный автомобиль. Поэтому его асфальтовые способности всё же важны, в отличие от того же «Дефендера», который почти никогда не служит владельцу единственным. И появление двухпедальной версии подняло комфорт передвижения на Патриоте на новый уровень. Мало того, что механика на этой модели не слишком удобная, так ещё и новый 6-ступенчатый автомат хорош сам по себе — отсюда и значительная разница в удобстве. Разве что педаль тормоза туговата — с такой её чувствительностью нет-нет, да покатишься невольно вперёд на долгом светофоре.
Автомат выполняет свою функцию так, что его работу не замечаешь ни в городе, ни на трассе. Кроме одного но: в изнурительных пробках он «устаёт» и начинает переключаться с толчками, словно оправдывая своё имя Punch. Двигатель ЗМЗ Про объёмом 2,7 литра и мощностью 150 сил неплохо уживается с иностранной коробкой и выдаёт приемлемую динамику — на Патриоте не ощущаешь себя в потоке помехой. А ещё мотор, на мой вкус, классно звучит: при езде в натяг басит, как «восьмёрка», а на оборотах рычит, как V6, даром что в действительности цилиндров четыре.
На фоне УАЗа заметно, как здорово в Suzuki настроены педали — управлять динамикой проще простого. C 1,5-литровым 102-сильным моторчиком Jimny так же легко, как и Патриот, идёт крейсерские 110-120. В городе мотора тоже хватает, а миниатюрный кузов позволяет с лёгкостью парковаться и разворачиваться на пятачках. Немного портит манёвренность лишь руль с бесконечной рейкой. Патриот же скорее высокий, нежели длинный (на «Крузаки» смотришь сверху вниз), и вкупе с неважной обзорностью и тоже довольно «длинным» рулём это делает машину громоздкой. Но при манёврах здорово помогает встроенная в мультимедийку задняя камера.
Поскольку до приключений надо ещё добраться по асфальту (иногда не одну сотню километров) важно, чтобы внедорожник приемлемо управлялся. Здесь у каждой машины свой набор проблем. Jimny боится колейности и встречных фур — в этих условиях его болтает и сдувает соответственно. Руль малочувствительный «в нуле», это тоже не добавляет уверенности. А Патриот козлит даже на гладком на вид асфальте и плохо стоит на прямой, заставляя постоянно применять поисковое подруливание — как на грузовике. Зато парусность высокого кузова компенсируется большой массой — проблема шатания от встречных «дальнобоев» Патриоту не знакома.
Жить можно?
В салоне обе машины не без странностей. Селектор автомата у Патриота очень короткий и одновременно тугой, поэтому сложно попадать в нужное положение. У Jimny рычаг тоже не без прикола: если при пользовании им сразу не отпустить кнопку фиксатора, то велики шансы проскочить мимо D в 2 — и орать двигателем на второй передаче, пока не сообразишь, в чём дело. Следующий прокол УАЗа — климатическая система. Настроить её на оптимальную температуру при нуле за бортом оказалось невозможно — соседние положения крутилки олицетворяют режимы «слишком жарко» и «слишком холодно».
Также хочется, чтобы у кресел Патриота подогрев был хотя бы двухступенчатым — ибо жарит серьёзно. Ещё почему-то не подсвечены кнопки мультимедийки, а музыку по Bluetooth сопровождают помехи в виде фонового свиста. Наконец, клавиша аварийки нажимается настолько нечётко и залипает, что вообще не хочется благодарить никого на дороге. В Jimny раздражает почти бесполезный «телевизор», портящий линии стильной передней панели (просто представьте этот салон без горба дисплея), неудовлетворительное качество звука из динамиков и неудобные подстаканники (предназначенные скорее пассажирам багажника).
Так с кем отправиться в приключение?
Если задача — получить кайф на природе, то любой из двух внедорожников достойно справится с ней даже в своём заводском виде. Причём неизвестно ещё, какой лучше — зависит от типа местности. Но в типичных российских условиях Патриот «из коробки» едет увереннее, чем Jimny. На трассе оба ведут себя примерно одинаково никак, а в городе значительно удобнее мелкий Suzuki. Зато благодаря размерам из этих двоих только Патриот подходит под экспедиционный формат.
Причём в Jimny, если заставит нужда, тоже можно относительно комфортно переночевать — сиденья раскладываются в плоскость. Но Jimny — внедорожное оружие ближнего боя. Выехать поупражняться на мотокроссовую трассу, сгонять к заброшенному военному бункеру в соседней области, покататься по лесу тропами квадроциклов. Только желательно поставить хотя бы 29-дюймовые шины. А ещё это стильная игрушка, которой просто классно владеть. Желательно, в качестве второго автомобиля.
Альтернатива за полтора миллиона — Land Rover Defender 2012 года
О машине рассказывает владелец, принимавший участие в съёмках теста. «Этот Defender был куплен чуть уставшим за сумму около миллиона рублей и стал планомерно приводиться в порядок. Вложено порядка 500 тысяч. Довольно много чего из «ништяков» осталось от предыдущего владельца и просто требовало приведения в порядок. Автомобиль строился для недалеких (в пределах 1500 км) внедорожных путешествий, где цель — не столько само бездорожье, сколько интересные места и «забросы». Однако какая бы ни была дорога, авто не должно пасовать и разворачиваться. Также машина должна позволять жить в ней автономно от 3 до 5 дней на природе.
Сильные стороны: высокая психологическая проходимость (очень тяжело что-то оторвать); реальная проходимость также одна из лучших в классе; огромные хода подвески; тяговитый дизель; сумасшедшая понижайка (если припарковаться на горе и заглушить мотор на первой пониженной, то при повороте ключа машина поедет в гору сама); нет необходимости регистрировать изменения (в ОТТС вписаны лебёдка, шноркель, багажник, металлические бамперы и прочее); хорошая коррозийная стойкость; потенциал для тюнинга. И, конечно же, стиль.
Минусов тоже хватает: низкоэффективная печка; сквозящий кузов; трясучая подвеска; чудовищная эргономика (в особенности посадка); нулевая оснащённость комфортными опциями (всё, что есть в том же Патриоте, надо устанавливать самостоятельно); стремящийся к бесконечности радиус разворота; динамика гружёной фуры (чип-тюнинг эту проблему решает); неудобства в использовании: ручная регулировка зеркал, замерзающие дверные ручки и т.п.
Почему всё же «Дэф», а не Патриот? УАЗ более логичная и удобная покупка, но смущает низкая коррозионная стойкость, меньшая механическая прочность (из личного опыта покатушек), прожорливый мотор и необходимость вкладываться даже в новый автомобиль. А самое главное — я хотел оборачиваться на свой «джип», покидая парковку.
С Jimny кстати этот эффект тоже есть, но под мои задачи с путешествиями всей семьёй Suzuki не подходит из-за размеров. Больше всего удивила энергоёмкость подвески — для такого компактного кузова она великолепна. Jimny это чудесная машинка выходного дня, и доставит массу удовольствия тому, кто понимает, для чего она. Главное не совершать фатальной ошибки и не брать его для путешествий».
Чудо-машина в карьере
Абзетцер Takraf ERs 710 из Лопатинского карьера — это многоковшовый экскаватор, произведённый в 1984 году в ГДР. Он способен за минуту загрузить целый железнодорожный вагон породы. Машина опускает стрелу на грунт и грызёт его движущимися цепочкой ковшами в количестве 36 штук. Помимо добычи, этот комплекс может использоваться для рытья каналов и котлованов.
Недавно абзетцер выставляли на продажу за 40 миллионов рублей, но неизвестно, купил ли его кто-то. Сейчас в башне управления экскаватором живёт охранник, не пускающий внутрь многочисленных любопытствующих. И эта штука — лишь один из десятков интересных объектов Подмосковья, куда зачастую можно добраться только на внедорожнике. И именно ради таких выездов покупают новый проходимый полноприводник те, кто выбирает между Jimny и Патриотом.