Чунга? Чанга? Чан-ган! Скарабей на китайском. Перед выходом на публику можно было, конечно, придумать название более приятное европейскому слуху. Но боссы марки были непреклонны: «Мы ровесники ихэтуаньского восстания, мы гордимся своей историей и своим именем». Поэтому на всех экспортных рынках и внутри страны — только Changan.
Между прочим, вовсе не шутят: восстание ихэтуаней, когда китайцы взбунтовались против иностранцев, желавших подмять местную экономику и внутреннюю политику, датируется 1898-1901 годами, а история машиностроительной фабрики, расположенной на берегу великой реки Янцзы, в горном городе Чунцин, началась даже раньше — в 1862-м.
И это действительно один из старейших автопроизводителей Китая. Притом чисто государственный. У «Чангана» есть несколько больших совместных предприятий — с «Маздой», «Сузуки», «Фордом» и французским концерном PSA. Но живёт госкомпания не только благодаря сборке иномарок: машины под собственным брендом продаются очень и очень хорошо.
Долгое время марка была лидером по продажам новых авто среди китайских брендов, но по итогам 2018 года сместилась на третью строчку, пропустив вперёд Geely и Baojun И всё равно общий тираж — более 850 тысяч машин! Для сравнения: в прошлом году АВТОВАЗ на двух площадках сделал (не продал, а именно сделал) 503 тысячи машин.
И что, они решили взяться за Россию?
Именно так. На самом деле, на российский рынок Changan пришёл 5 лет назад — тогда китайцам помогала российская компания «Ирито», больше известная как дистрибьютор внедорожников Great Wall Hover. Более того, весной 2014 года Авто Mail.ru даже посетил штаб-квартиру, завод и новейший испытательный полигон «Чангана».
С того момента китайская марка болталась на самом дне... Но недавно большие боссы решили, что Россия им нужна как важный экспортный рынок. Прежнюю команду из московского офиса убрали, а набрали тех, кто хорошо знает и умеет продавать «китайцев» (по секрету скажем, что это — бывшие лифановцы, притом весьма высокого уровня).
Чем будут завлекать? Ценами. Вот пример. В следующем году выйдет новый кроссовер CS55: по габаритам это прямой конкурент Volkswagen Tiguan, но если немецкий паркетник стоит минимум полтора миллиона рублей, то CS55 планируют продавать по цене от 1 269 000 рублей. Притом на старте Changan готов дать скидку 130 000 по нескольким программам.
А чем они отличаются от других китайцев?
Как уверяют сами представители марки, их главная ставка — на дизайн, безопасность, надёжность и долговечность. (Именно за эти качества вышеупомянутый CS55 похвалили эксперты авторитетного агентства J.D. Power, назвав его лучшим среди всех кроссоверов С-класса, представленных на китайском рынке).
У «Чангана» — несколько исследовательских центров и дизайн-студий по всему миру, а также один из крупнейших автомобильных испытательных полигонов в Поднебесной! Вдобавок этот бренд может позволить себе «скупать» дорогих инженеров: скажем, разработкой двигателей и трансмиссий занимаются выходцы из BMW, Bentley, Jaguar, Ford и даже Rolls-Royce.
Или дизайн. Туринским дизайн-бюро Changan руководит Андреас Запатинас! Не слышали? Это человек из команды Криса Бэнгла — того самого, что нарисовал Е65, самую спорную «семёрку» BMW всех времён. А ещё Запатинас — автор образа Subaru Tribeca. Неплохо? Вдобавок на китайцев работает Бертран Бах, создавший, среди прочего, Opel Insignia.
...
В общем, со стороны Changan выглядит достаточно серьёзно... Но пока машины не разойдутся хоть сколько-нибудь внушительным тиражом, мы не сможем оценить реальные надёжность и долговечность. А без этого — сказать, хорошая это покупка или нет. Так что первые российские покупатели «Чанганов» будут своего рода испытателями.